Андрей Кончаловский: «Когда я начинал «Асю Клячину», подумалось: «А что если снять сюрреалистическую сказку в хроникальной манере?» Что и получилось».
Саша Чиркунов живет в городе, но не может забыть обаятельную Асю-хромоножку из родного села. Он приезжает на родину и признается ей в своих чувствах. Но Ася ждет ребенка от местного шофера Степана, который, впрочем, не спешит определиться в их отношениях. Таков, на первый взгляд, незамысловатый сюжет одного из самых необычных фильмов в советском кинематографе. К тому же, с непростой прокатной историей.
Александр Сурин (Степан) и Ия Саввина (Ася). Кадр из кинофильма “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж”, 1967 г., режиссер Андрей Кончаловский, сценарист Юрий Клепиков (скриншот)
1. Сценарий под названием «Год спокойного солнца» был написан Юрием Клепиковым в 1964 году, когда он учился на Высших сценарных курсах. Клепиков сам предложил сотрудничество начинающему режиссеру Андрею Кончаловскому. Сценарий о деревенской девушке Кончаловскому понравился, но он начал работу над фильмом «Первый учитель», поэтому попросил сценариста подождать.
2. В декабре 1965 года сценарий «Год спокойного солнца» был запущен в режиссерскую разработку. Производство картины осуществлялось на базе Творческого объединения «Товарищ» киностудии «Мосфильм».
3. В феврале 1966 года стартовал подготовительный период: выбирали натуру, искали актеров. Андрей Кончаловский отговорил сценариста и руководство студии от приглашения популярных артистов, часто играющих сельскую жизнь. Он решил задействовать непрофессиональных исполнителей – реальных сельчан.
Андрей Кончаловский и Геннадий Егорычев на съемках фильма “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж”. На заднем плане (на печке) – старшая представительница семьи Клячиных, местная жительница. Фото: mosfilm.ru
4. Электрику Геннадию Егорычеву, уроженцу Суздаля, досталась роль Саши Черкунова. На пробах его попросили разыграть сценку – потребовать у друга вернуть долг. Получилось убедительно.
5. Основные съемки прошли в селах Безводное и Кадницы Горьковской области. Более 40 больших и маленьких ролей в картине сыграли местные жители. Некоторые сцены сняты в Горьком (Нижний Новгород) и Костроме.
Режиссер Андрей Кончаловский (в центре)и оператор-постановщик Георгий Рерберг (справа) на съемках фильма “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж”. Фото: mosfilm.ru
6. Работать с непрофессиональными актерами было сложно, но режиссер хотел, чтобы киноповествование получилось правдивым и естественным. Чтобы подготовить исполнителей к съемке, им давали прочитать текст сцены, а затем просили пересказать своими словами. Иногда получалось так интересно и живо, что первоначальные реплики полностью меняли. В фильм также включили почти документальные куски – монологи нескольких сельчан о своей жизни. Чтобы люди не терялись при виде направленной на них камеры, снимали сразу с двух-трех, синхронно записывая звук. Большую роль здесь сыграл оператор-постановщик Георгий Рерберг.
7. В картине задействовано всего три профессиональных исполнителя – Ия Саввина (Ася Клячина), Любовь Соколова (Мария) и Александр Сурин (Степан). Сурин в то время заканчивал режиссерский факультет ВГИКа и имел небольшой актерский опыт – сыграл эпизод в картине «Время, вперед!». Для Ии Саввиной роль деревенской девушки Аси была в своем роде вызовом, ведь до этого она создавала образы интеллигентных дам в экранизациях.
Любовь Соколова (Мария) и Коля Погодин (Мишенька). Кадр из кинофильма “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж”, 1967 г., режиссер Андрей Кончаловский, сценарист Юрий Клепиков (скриншот)
8. Чтобы актриса прониклась сельской жизнью и вспомнила свои крестьянские корни, Кончаловский поселил ее в настоящей избе, принадлежащей семье Клячиных, состоящей из четырех человек: прабабушки, бабушки, матери и дочери. Ася, героиня фильма, получила их фамилию. А фамилия вошла в название картины – “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж”. Дом семьи, с настоящей мебелью, вещами и хозяйскими фотографиями, стал частью съемочной площадки.
9. Работа над фильмом проходила в течение 1966 года. Фильм был сдан, но через три недели от режиссера потребовали внести правки. Чиновникам разных уровней не понравилась та правда жизни, к которой стремилась съемочная группа. К примеру, спрашивали, почему в кадре такие некрасивые люди, разве в колхозах нет красавцев? Роль деда Тихомира, его монолог требовали вырезать полностью. «Я, разговаривая с Кончаловским по телефону, сказала: вырежь меня до кадра, всю абсолютно. Но не трогай деда! Потому что это счастье. Это украшение картины», – вспоминала Ия Саввина.
Федор Родионычев (дед Тихомир). Кадр из кинофильма “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж”, 1967 г., режиссер Андрей Кончаловский, сценарист Юрий Клепиков (скриншот)
10. В 1967 году фильм приняли под другим названием – «Асино счастье». Предварительный показ организовали для деревенских жителей, снимавшихся в картине. Саввина вспоминает, что зал был полон восторга. Официальная премьера состоялась в ленинградском Доме кино. Коллеги высоко оценили картину, признав ее настоящим откровением. Режиссер рассказывает, что сразу после показа Иннокентий Смоктуновский преклонил перед ним колено в знак уважения.
11. Однако в прокат киноленту не выпустили, а передали на хранение в Госфильмофонд. Вторая премьера состоялась в 1987 году. Перед этим фильм восстановили и вернули ему первоначальное название – “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж”.
12. Фильм получил множество наград, включая «Нику», главный приз кинофестиваля «Баку-88», премию ФИПРЕССИ, присужденную на Каннском фестивале. В 1990 году представители съемочной группы и исполнительница главной роли получили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Ия Саввина говорила: «Грустно конечно, что фильм поздно вышел, через 20 лет. Он еще тогда прямо сразу обошел бы все экраны мира. Я уверена в этом».

Ия Саввина (Ася). Кадр из кинофильма “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж”, 1967 г., режиссер Андрей Кончаловский, сценарист Юрий Клепиков (скриншот)