Басилашвили- старый сластолюбец, Ахеджакова — опустившаяся попрошайка, Гафт- президент-антикоммунист.Последний фильм Эльдара Рязанова в СССР

Да, это был последний фильм Эльдара Рязанова при Советской Власти. «Небеса обетованные» снимались в сентябре-декабре 1990 г. И одновременно им писалась повесть «Предсказание», по которой он снял свой первый фильм в «свободной России».

Очередной этап ускорившегося творческого кризиса, вызванного «критическим » отношением режиссера к Советской власти, начавшийся на фильме «О бедном гусаре замолвите слово»

привел к печальному результату.

Рязанов снял один из самых, мягко говоря, своих слабых, некрасивых и нехороших (если напишу, что он по моему мнению снял, то заблокируют за язык вражды) фильмов в советском кино, которое уже захлестнулось вал т.н. «чернухи».

Сценарий фильма являлся дипломной работой студентки ВГИКа Генриетты Альтман. Вскоре она отбыла на ПМЖ в США. В качестве соавтора сценария значится и Эльдар Рязанов.

Сразу после фильма «Дорогая Елена Сергеевна» Рязанов решил экранизировать роман Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Около двух лет длилась эта эпопея, которая закончилась полной неудачей и истерической статьей Рязанова в журнале «Огонек», в которой он обвинил Владимира Войновича в том, что виноват в срыве съемок писатель. Войнович в том же «Огоньке» спокойно ответил режиссеру.

Вопрос был в том, что права на экранизацию романа Войнович передал британской компании. А Рязанов, не сталкивавшийся с организацией кинопроизводства на Западе, почему-то посчитал, что ему, практически неизвестному там режиссеру, западные продюсеры, при этом владельцы прав на экранизацию, должны по щелчку его пальцев исполнять все пожелания. В итоге Рязанову указали его место и свою «огорченность» он выместил на Войновиче. Впрочем, это тема для отдельной статьи.

В итоге, Рязанов приступил к экранизации сценария студентки ВГИКа. Сценарий очень вторичный, практически плагиат, повторяет сюжет сказочной кинокомедии 1951 г. выдающегося итальянского режиссера Витторио Де Сика «Чудо в Милане».

Бездомные бродяги, ютятся в своих самодельных лачугах на городской свалке на окраине Милана. Неожиданно на свалке начинает бить фонтан с нефтью. Местный богач сеньор Мобби, которому принадлежит земля, с помощью полиции и армии пытается изгнать бездомных, потом всех арестовывает и вывозит. Но с помощью волшебной голубки, посланной одному из бродяг с небес, бродяги садятся на метлы и улетают в небеса под веселую песенку.

Фильм в свое время завоевал главный приз Канского кинофестиваля. Вот только, если у Де Сика это веселая, оптимистичная комедия, то у Рязанова получилась самая, что ни на есть патентованная «чернуха», которая уже начала заливать экраны советских кинотеатров.

Обретший себе славу одного из главных советских комедиографов, Рязанов в своем последнем фильме советского времени решил заняться «социальной» тематикой. Но получилась «чернуха», набор затасканных «перестроечных» штампов.

Все, что Рязанов пытался выразить в своих фильмах, начиная с «Бедного гусара», с помощью тщательно замаскированных фиг для власти, которые почему-то не особо замечали, теперь он мог показать открыто, не таясь, в полный рост, без правых-левых экивоков, со всей беспощадностью.

Но в итоге получилось не очень. И самое главное — он пытался снять одно, а по итогу получилось совсем другое. Вместо обличения «тоталитарного режима» получился пророческий фильм о том «светлом» капиталистическом будущем, которое наступило буквально через полгода после премьерного показа фильма 28 августа 1991 г. перед «защитниками» Белого Дома. Этот день и последующий после премьеры выпивон с «защитниками», Рязанов считал одним из самых счастливых дней своей жизни.

Как и в фильме Де Сика главными героями фильма являются бездомные, опустившиеся бомжи и бомжихи. Живут они на какой-то свалке за железнодорожными путями в убогих лачугах, некоторые вообще почти в собачьих будках. Как они сюда попали — Рязанов нам не рассказывает. Достаточно того, что все они жертвы тоталитарного режима, который выбросил этих людей на свалку жизни.

Да, это был последний фильм Эльдара Рязанова при Советской Власти. "Небеса обетованные" снимались в сентябре-декабре 1990 г.-2

Завязка фильма уже дает всю последующую развязку. Как-то ночью Президент свалки, бывший партийный работник, ставший диссидентом и оттянувший срок, Дмитрий Логинов сидел у костерка со скрипачом Соломоном.

Неистовый Валентин Гафт играл хромого президента этой колонии попрошаек и уголовников, играл — страстно, убежденно, мощно. Вожак, антикоммунист, добрейшей души человек.

Да, это был последний фильм Эльдара Рязанова при Советской Власти. "Небеса обетованные" снимались в сентябре-декабре 1990 г.-3

Соломон наигрывал грустную еврейскую мелодию, на которую подлетел послушать корабль инопланетян. Из него вышло два инопланетянина и предложило Президенту и Соломону улететь с ним в новый, дивный мир. Чем так тут мучиться — полетели с нами. У нас все там классно.

И вы теперь мне скажите, что это таки были простые инопланетяне, которым понравилась эта самая грустная еврейская мелодия? Что это таки не были агенты «Сохнута» из земель обетованных небес? И что Генриетта Альтман просто так написала этот сценарий?

Но Президент и Соломон не оказались жадинами. Они сказали, что тут еще 42 человека бомжей и без них они не полетят. Инопланетяне согласились взять и остальных. Но сказали, что заберут, когда на свалке выпадет голубой снег. Что хотел сказать Рязанов этим «голубым снегом», при наступлении которого всем на помойке будет счастье, решайте сами.

Присмотримся к главным героям.

Олег Басилашвили исполнил роль брата Фимы — Феди. В прошлом он пианист и даже можно сказать сочинитель музыки. Потом ни за что попал в лагерь. Там подружился с Президентом. Живет по чужим дачам, которые хозяева оставляют на зиму пустыми. Старый сластолюбец, но при этом славный, мягкий, наивный.

Вот он какой этот «старый сластолюбец». Внешность соответствует более чем. И, как обычно, ни за что попал в лагерь.

А вот и Фима, сестра старого сластолюбца (будем называть его этим эвфемизмом, а то еще обвинят в какой-нибудь пропаганде).

Лия Ахеджакова создала образ опустившейся художницы, у которой в прошлом была благополучная семья, она окончила Художественное училище, явно не бесталанна. Но ненормальная жизнь ненормального общества, беды, обрушившиеся на семью, плюс богемный, беспечный характер пустили ее судьбу под откос. Анфимья Степановна (или попросту — Фима) предпочитает вольное бытие нищенки, лишь бы не вписываться в конформистский образ жизни. В ее героине цинизм уживается с нежностью и человечностью. Фима языкаста (за словом в карман не лезет), и широка (готова отдать последнее), и попивает (у нее с собой всегда бутылочка), и нахраписта (не столько выпрашивает подаяние, сколько вымогает его).

Еще одна жертва. Эта богема сама все пропила и проспала, а виновата ненормальная жизнь ненормального общества. Пить меньше надо.

Да, это был последний фильм Эльдара Рязанова при Советской Власти. "Небеса обетованные" снимались в сентябре-декабре 1990 г.-5

А теперь образ России в лице Кати Ивановой. Вы же помните, что Катя Иванова была героиня второго, самого нелюбимого Рязановым своего фильма. Вот тут мы об этом фильме писали.

И вот теперь Катя Иванова — бомжиха, которая была в прислуге у советской партноменклатуры и прижила от разных партократов двух сыновей, у Рязанова образ России. Ну, как у Андрея Смирнова в «Жила одна баба».

Ольга Волкова создала образ, тип, персонаж, который в моих глазах олицетворяет Россию. Она и добрая мать, и преданная прислуга, и безотказная подстилка для коммунистических боссов. Ее глаза светятся покорностью, терпением, готовностью к работе, желанием помочь, услужить. В ее героине нет злости, ей совсем не свойственна мстительность. Катя — светлое, беззащитное существо, способное лишь в минуту отчаяния тихо и горько заплакать. Может, я идеализирую свою Родину?

Полюбуйтесь на эту Россию? Может, действительно Рязанов идеализирует свою Родину?

Прямая иллюстрация вот к этому стишку Игоря Иртеньева, очень популярному в то время.

Просыпаюсь с бодуна,
Денег нету ни хрена.
Отвалилась печень,
Пересохло в горле,
Похмелиться нечем,
Документы сперли,
Глаз заплыл,
Пиджак в пыли,
Под кроватью брюки.
До чего ж нас довели
Коммунисты-суки!

Да, это был последний фильм Эльдара Рязанова при Советской Власти. "Небеса обетованные" снимались в сентябре-декабре 1990 г.-6

И сам Эльдар Александрович Рязанов снялся в эпизоде с образом России. Вот он заплетает в кафешке сосиски за обе щеки, а Россия напротив косит на него голодным подбитым глазом.

Да, это был последний фильм Эльдара Рязанова при Советской Власти. "Небеса обетованные" снимались в сентябре-декабре 1990 г.-7

Так и быть, оставит этот в меру упитанный мужчина России свои объедки. Типа, гуманитарная помощь.