«Бойтесь кисти живописца – его портрет может оказаться более живым, чем оригинал»

«Бойтесь кисти живописца – его портрет может оказаться более живым, чем оригинал»

Сегодня не вызывает споров утверждение, что Илья Ефимович Репин – один из величайших русских живописцев. Но его творчество сопровождало одно весьма странное обстоятельство – многие, кому посчастливилось стать его натурщиками, вскоре отправлялись в мир иной. И хотя в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают…

«Бойтесь кисти живописца – его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», – писал еще в XV веке Корнелий Агриппа Неттесгеймский.

Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением.

Николай Иванович Пирогов, Алексей Писемский, Модест Петрович Мусоргский, французская пианистка Мерси-Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался.

Николай Пирогов

Николай Пирогов

Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали Богу души.

В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатленные на картине, сложили головы.

Так, генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.

Корней Чуковский

Корней Чуковский

Писатель Корней Чуковский вспоминал:

«Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси-Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.

Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист Иосиф Львович Оршер сказал умоляющим голосом:

– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!

Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:

– А этот ваш Оршер оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы»

Свое согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно.

Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет – свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придает только темно-красный фон.

После первого сеанса Репин рассказал друзьям:

«Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…»

Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. «Спасибо Илье Ефимовичу!», – зло шутили в журнале «Сатирикон».

Петр Столыпин

Петр Столыпин

В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.

В 1881 году научный мир отмечал 50-й юбилей врачебной практики Пирогова и устраивал торжества – приехали гости со всего мира… Репин, которого будоражила идея запечатлеть всех выдающихся личностей своей эпохи – причем из разных сфер, не только мира искусства, – был приглашен написать портрет хирурга. И именно в тот момент, когда он приступил к работе над холстом, ему и очень узкому кругу приближенных людей юбиляра открыли страшную новость: Пирогов серьезно болен. В начале года он обратил внимание на дискомфорт в области твердого неба; диагноз был неутешительным – рак. Репин писал портрет стремительно и уложился в четыре дня.

Репин последние годы своей жизни провел в вынужденной изоляции, отрезанный от Родины. Территория, где находилась его любимая усадьба «Пенаты», после событий 1917 года отошла Финляндии. Все накопленные деньги на счетах в российских банках были потеряны. Связь с оставшимися в России дочерьми Репина так же стала прерывистой.

Друзья и коллеги уговаривали Репина переехать обратно – теперь уже в СССР. Письма об этом ему писал лично Ворошилов по поручению самого Сталина. Но Репин так и не вернулся.

Зимой 1920 года Репин написал автопортрет – последнее большое и очень трагическое изображение самого себя. Эта картина – диалог Репина с самим собой: в полутемной комнате старик, одетый в зимнее пальто и шапку.

Илья Репин

Илья Репин

Кто он и почему оказался в таком странном положении – в одиночестве и в холоде? Почему его некогда большой мир сузился до размеров этой темной комнатки? «Теперь это пустыня», – писал Репин про Куоккалу (п.Репино), дома которой обветшали и опустели.

По письмам 1920-х годов чувствуется, что Репин начал постепенно угасать: он пишет, что ему тяжело, что он стал форменным лентяем.

Он умер, так и не вернувшись в Россию, в любимой усадьбе «Пенаты» в возрасте 86 лет. До последних дней он не выпускал кисти из рук.

А может все было наоборот? Какие-то высшие силы, зная о скором уходе из жизни людей, чьи имена уже были вписаны в историю искусства, политики, медицины, посылали художника Репина запечатлеть их облик для потомков? Как вам такая версия друзья?

Николай Цискаридзе

Источник