Для режиссера не было сложных или неформатных произведений — он экранизировал детективы, драмы, мелодрамы и среди них не было неудачных фильмов! Как удалось режиссёру Станиславу Говорухину снять лучшую в мире экранизацию романа Агаты Кристи «Десять негритят»?
17. На съемку фильма Станиславу Говорухину удалось собрать самых популярных актеров страны.
Позже он говорил, что это был самый звездный актерский состав, с которым ему когда-либо посчастливилось работать. В первый год проката фильм посмотрели более 33 млн. советских граждан.
16. Сама считалочка попала в Англию из Америки
Она называлась «10 маленьких индейцев» и, чтобы быть понятной для англичан индейцы были заменены на негритят.
15. В 1943 году Агата Кристи написала пьесу из трёх актов «И никого не стало» по мотивам романа.
Писательница изменила концовку, которая кардинально отличается от фильма. Влюбленные Вера и Филипп остаются в живых, и именно они убивают судью.
14. В США из соображений политкорректности роман вышел под названием «И никого не стало»
Позже его переименовали в «Десять маленьких индейцев», а слова «негритята» в тексте так же были заменены на «маленьких индейцев».
Несмотря на то, что произведение экранизировали в разных странах, картина Станислава Говорухина стала единственной, которая имеет оригинальное название и финал.
13. Снимали фильм в 1986 году на территории «Ласточкиного гнезда», в Крыму.
Из-за сильной узнаваемости (там снималось множество картин) замок частично был замаскирован декорациями. Съёмки в помещениях проходили в павильонах Одесской киностудии, для чего было создано художественное оформление. Съемки на катере проходили в районе Гурзуфа, недалеко от лагеря Артек, причаливает судно к скале Дива в Симеизе.
12. Готовясь к работе над фильмом Станислав Говорухин прочел три книги.
Режиссер считал их лучшими романами детективного жанра. Это «Ловушка для Золушки» французского писателя Себастьяна Жапризо, «День Шакала» американского автора Фредерика Форсайта и «В августе 44-го» советского романиста Владимира Богомолова.
По словам Говорухина, «на них я учился, как держать напряжение, как заставить зрителя забыть обо всем, кроме того, что происходит на экране».
11. Фильм начинается с кадра, где чья-то рука расставляет на серебряном подносе фарфоровых негритят.
Если внимательно рассмотреть, можно увидеть в отражении серебряного подноса лицо человека, расставляющего фигурки. Это сам Станислав Говорухин, курящий сигару.
10. Говорухину необходим был оригинальный скрип полов, который искали по всему Крыму.
А желание максимально реалистично передать действия фильма, заставило режиссера снять один из финальных эпизодов в настоящий шторм.
9. Голос на пластинке, который предъявляет гостям замка обвинения, принадлежит Народному артисту РФ Игорю Ясуловичу
8. Существует мнение, что картина мистическим образом повлияла на судьбы некоторых актеров.
Считалочка об исчезающих негритятах словно продолжала действовать и после окончания съемок фильма, где герои умирали при загадочных обстоятельствах.
Например, актер Анатолий Ромашин погиб во время того, как пилил на своей даче сосну. А дом актера сгорел спустя полгода после трагедии. Вдова Ромашина говорит, что он предчувствовал преждевременную трагическую смерть.
7. В фильме Ромашин сыграл героя, которого сбросили со скалы в море.
Во время съемок этой сцены дублер Ромашина чуть не погиб. Волной его бросило о камни, и он сильно повредил лицо. Сам актер отказывался играть свою смерть в кадре из-за суеверий. Но уйти от судьбы он не смог.
6. Роль Филиппа Ломбарда считается одной из лучших в фильмографии Александра Кайдановского
При этом актёр признавался, что согласился на неё только из-за хорошего гонорара.
Интересно то, что его герой тоже приезжает на Негритянский остров из-за обещанных ему денег. В фильме его убивают выстрелом в сердце. В сцене играл каскадер, который тоже пострадал – при падении сильно ударился о камни. Кайдановский скончался через несколько лет, от третьего инфаркта. Ему было всего 49 лет.
5. Александр Абдулов укорял Говорухина в том, что он его зовет только на эпизодические роли.
Вот этот раз его персонаж умирал самым первым. После окончания съемочных дней он удивил режиссера картины вопросом: так кто же все-таки был убийцей в фильме?
Оказывается, Абдулов дочитал сценарий только до того момента, когда убивают его персонажа.
4. Станислав Говорухин и Татьяна Друбич параллельно снимались в «Ассе» у Сергея Соловьева.
К счастью, Соловьев работал над своим фильмом неподалеку, в Ялте, поэтому режиссер и актриса могли отлучаться на другие съемки.
3. Один раз за Станислава Говорухина съемочным процессом руководила актриса Людмила Максакова.
А Татьяну Друбич в финальной сцене самоубийства заменила гримерша — это ее ноги видит судья Уоргрейв, открыв дверь комнаты Веры Клейторн. Так же можно заметить, что на ногах дублерши надеты другие чулки.
2. Примечательно, что Говорухин изначально видел в роли Веры Клейторн другую советскую актрису – Веру Глаголеву.
Друбич снявшись в двух фильмах, не пошла на актерский, а поступила на лечебный факультет Московского медицинского стоматологического института им. Н.А. Семашко. После работала врачом-эндокринологом в районной поликлинике.
Выбирая актрису на роль Веры, Говорухин, думал так: «У меня была такая раздвоенность, обе мне очень нравились, обе могли блестяще сыграть эту роль… Но одна сыграла, а другая нет.. Наверное, Вера на меня немного обиделась».
1. Дворецкого Роджерса в исполнении Алексея Золотницкого по сюжету зарубили топором.
Актера попросили полежать под дождем в кровавом гриме, для усиления эффекта. В таком виде его и застала группа туристов, которые с криками разбежались, как только актер повернул к ним голову.
В год премьеры картина стала одной из самых кассовых. На нее было продано 35 миллионов билетов. Многие критики называли фильм лучшей в мире экранизацией произведения Агаты Кристи. Но, к сожалению, фильм, который пользовался такой популярностью, получил всего одну награду, на кинофестивале «Одесская альтернатива» в 1987 г. Формулировка была такая: «За воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом»