Чувственный советский фильм с лучшей ролью Ефремова и контрастным Ленинградом 1960-х

Весной 1970 года на советские экраны вышла нестареющая драма, которая остается актуальной даже через 50 лет после премьеры. Это универсальная история о человеческих взаимоотношениях с красивой музыкой и блестящей актерской игрой.

Нажмите на кнопку, чтобы читать под музыку из фильма!https://music.yandex.ru/iframe/#track/64449135/10351060/

Источник: kinopoisk.ru

Источник: kinopoisk.ru

Будущий режиссер Виталий Мельников родился в 1928 году и провел детство в сельской глухомани Амурской области. Потом родителей мальчика репрессировали, и он оказался в Сибири, откуда уже умудрился попасть в Москву. Да не просто так, а прямиком во ВГИК в мастерскую Ромма и Юнкевича! Успешно закончив обучение в 1952 году, Виталий отправился в Ленинград, чтобы работать на студии «Леннаучфильм». Там он снял несколько документальных картин, после чего попал на «Ленфильм», где стал вторым режиссером «Дня счастья» Иосифа Хейфеца.

В 1966-м Мельников поставил собственный дебютный фильм «Начальник Чукотки». Приключенческую комедию ждал большой успех, и доверие к молодому режиссеру возросло. Через три года Виталий встал у руля новой картины по сценарию Юрия Клепикова («Седьмой спутник»). На главную женскую роль пробовались многие звезды, включая Нонну Мордюкову и Инну Макарову, но вакантное место досталось скромной Люсьене Овчинниковой («Девчата»). Актриса сразу очаровала режиссера и идеально вписалась в дуэт с Олегом Ефремовым («Три тополя на Плющихе»). Еще одну мужскую роль исполнил Николай Бурляев («Иваново детство»).

— Я, я. Пуп земли какой нашелся. В кого только такой уродился?
— В отца.
— Остряк, самоучка. Что ты о нем знаешь? Ну?
— Не важно, это гены.

Источник: kinopoisk.ru

Источник: kinopoisk.ru

Мать-одиночка Зинаида Голубева трудится маляром-штукатуром и живет с сыном Борисом в тесной квартирке на окраине Ленинграда. Отпрыск работает в службе доставки, но стремится к большему, читает книги и считает, что способен на многое. Привычный семейный уклад рушится, когда Зинаида начинает встречаться с немолодым водителем грейдера Виктором. Эгоистичный Борис не может принять нового мужчину и всячески выражает свое недовольство романом матери. Возникают конфликты, которые Виктор по-отечески пытается уладить. Но ситуация окончательно выходит из-под контроля, когда Зинаида и Виктор объявляют, что втайне от Бориса расписались в ЗАГСе…

— Вот это я давно хочу спросить. Вот это кто?
— Экзюпери.
— Кто?
— Антуан де Сент Экзюпери.
— А за кого он играл?

Кадр из фильма "Мама вышла замуж". Источник: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Мама вышла замуж». Источник: kinopoisk.ru

Художественный фильм «Мама вышла замуж» — это бытовая драма, поставленная в контрастных декорациях Ленинграда конца 1960-х. Город здесь предстает вне военного контекста: ни революции, ни блокады. Только мирная жизнь простых советских граждан. Повествование мечется от просторных имперских улиц с величественными соборами к новостройкам, стоящим на перерытых окраинах. Крохотные квартирки — как отдельная вселенная, в каждой из которых пишется своя личная история. В одной из таких и поселилась семья Голубевых.

Каноническое противостояние «отцов и детей» у Мельникова отчетливо перекликается с мировой классической литературой. Место «чеховского ружья» здесь занимает портрет Экзюпери, неспроста повешенный на стену. Зинаида чувствует, что она «в ответе за тех, кого приручила», и потому прислушивается к единственному сыну. Борис молод, горяч и совсем не глуп, но отчаянно любит все усложнять, как будто копируя некоторых героев из книг того самого Чехова. Виктор тоже не так прост, как могло показаться, и даже «читал Джека Лондона». Персонажи образуют причудливый треугольник, вынуждая зрителей с интересом наблюдать за своими разборками и выяснением отношений.

— А мы тебе пальто купили. Исключительно хорошее, с пояском.
— У меня есть пальто.
— С седьмого класса. Сколько же ты можешь его носить?

Кадр из фильма "Мама вышла замуж". Источник: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Мама вышла замуж». Источник: kinopoisk.ru

Сценарий картины выглядит не совсем однозначным. С одной стороны, концовку фильма можно обвинить в скомканности, а с другой — авторы как бы оставляют недосказанность и дают публике возможность решить, чем закончилась история новообразованной семьи из трех человек. Жили они долго и счастливо? В этой тесной квартире или в другой? Водитель грейдера прочитал-таки Экзюпери? Борис добился своего или сдался, разочаровавшись в жизни? Вопросов много, а ответов еще больше.

Так или иначе, «Мама вышла замуж» — прекрасное чувственное кино, в котором актеры демонстрируют потрясающее взаимодействие и «экранную химию». Олег Ефремов неоднократно заявлял, что считает эту роль лучшей в карьере. Возможно, так и есть, ведь он тут весьма убедителен. Но нельзя не похвалить и Люсьену Овчинникову с Николаем Бурляевым: блестящие актерские работы, и добавить нечего. И все это в сопровождении красивой музыки композитора Олега Каравайчука и бессмертных творений Баха… Уже тогда было ясно, что Виталий Мельников — большой мастер, но его главные фильмы были еще впереди.

Оценка CinemaTravel: 7/10

Источник