«Добрым папам посвящается…»

Этот тёплый титр предваряет семейную ленту «Мой добрый папа» (1970). Даже в год выхода картина привлекла не слишком много внимания, а

сейчас о ней помнит даже не каждый поклонник Александра Демьяненко и Людмилы Гурченко, сыгравших главные роли.

Между тем, фильм, вышедший в год 25-летия Победы, рассказал не только о семье, но и (пусть и косвенно) о том, как повлияла война на обычных людей, в том числе детей. А ещё это уникальная лента, потому что снимала её киностудия «Ленфильм», но весь съёмочный период группа провела в Баку, где и живут персонажи. Так что Баку стал в каком-то смысле ещё одним героем.

Кадр из фильма «Мой добрый папа»

В основе сценария — повесть детского писателя Виктора Голявкина «Мой добрый папа», изданная в 1967 году. Повесть была во многом автобиографичной: Виктор Голявкин провёл детство в столице Азербайджана, его отец был учителем музыки и учил музыке Виктора и его братьев, хотя тем больше нравилось играть во дворе, а не разучивать гаммы. Когда началась война, отец будущего писателя ушёл на фронт и не вернулся. Те же сюжетные повороты прослеживаются и в книге, и в фильме.

Сценарий был написан самим Виктором Голявкиным и молодым режиссёром Игорем Усовым.

Снявший до того только одну картину режиссёр впервые попробовал себя как сценарист, и этот опыт остался единственным в его карьере. В дальнейшем в фильмографии Игоря Усова ещё не раз появятся семейные фильмы, хотя он будет осваивать и другие киножанры.

Повествование в фильме, унаследовавшем назание от повести, ведётся от лица мальчика Пети Иванова. Он живёт с замечательными родителями: папой Владимиром Ивановичем, дирижёром и композитором (но, увы, не слишком удачливым), и мамой Валентиной Николаевной. Владимир Иванович родился в Москве и постоянно туда рвётся, а вот мама из местных и к Москве равнодушна. Впрочем, Баку герои, особенно сам Петя, считают прекрасным местом для жизни, а дворовые игры — одна из самых важных её составляющих.

Кадр из фильма. Александр Демьяненко в роли пыпы и Костя Корнаков в роли Пети

Кадр из фильма. Александр Демьяненко в роли пыпы и Костя Корнаков в роли Пети

Не не менее важно для Пети и его младшего брата и общение с родителями, и отдельно Петя восхищается отцом, талантливым, трудолюбивым и очень чутким. Когда приходит весть о начале войны, Владимир Иванович сразу же уходит добровольцем. Петя с нетерпением ждёт, когда папа вернётся, встречает и по-хозяйски размещает у себя эвакуированных из Москвы и верит, что всё сложится хорошо.

Кадр из фильма. Людмила Гурченко

Кадр из фильма. Людмила Гурченко

На роли членов семьи Ивановых утвердили Людмилу Гурченко (мама), Александра Демьяненко (папа) и ленинградского школьника Костю Корнакова.

Для юного актёра роль в «Моём добром папе» была уже третьей, хотя мальчику было всего девять.

Кадр из фильма. Костя Корнаков

Кадр из фильма. Костя Корнаков

Дебютировал на экране Костя в семилетнем возрасте и остался в картотеке «Ленфильма». Там-то его и нашли помощники Игоря Усова. Любопытно, что первые три работы маленького артиста так или иначе были связаны с войной: дебютное «Зимнее утро» (1967) рассказывало о блокаде Ленинграда, в «Хронике пикирующего бомбардировщика» (1967), где Костя снялся в небольшой роли, в центре сюжета были военные лётчики, в «Моём добром папе» война, хоть и заочно, за кадром, но тоже была. Потом мальчик ещё раз появился на экране, но, повзрослев, с кино распрощался и выбрал другую специальность.

Кадр из фильма. Пантелеймон Крымов

Кадр из фильма. Пантелеймон Крымов

В небольших, но колоритных ролях снялись Лариса АрхиповаПантелеймон Крымов (добродушный пьянчужка по прозвищу Ливерпуль), Николай БоярскийЛеонид Любашевский,

Кадр из фильма. Александр Демьяненко и Николай Боярский

Кадр из фильма. Александр Демьяненко и Николай Боярский

в массовых сценах задействовали азербайджанских исполнителей, а в качестве юных статистов привлекли учеников бакинских школ, благо съёмки проходили летом 1969 года, и школьники могли сниматься без ущерба для учёбы.

Сам Баку стал не просто фоном для событий, но и фактически одним из действующих лиц. Красивые пейзажи и панорамные кадры, наполненные солнцем и теплом, которое ощущается через экран, — настоящее украшение картины. Кстати,

консультировал авторов фильма азербайджанский художник Таир Салахов, с которым Виктор Голявкин дружил с детства.

Многие коренные жители Баку после выхода фильма отмечали, что в кадр иной раз попадали строения, которых в довоенные годы ещё не было, но для большинства зрителей, которые не были так хорошо знакомы с Баку, это никакого значения не имело.

Ещё одна деталь ленты Игоря Усова — музыка Андрея Петрова. Песня «Солнце смеется» в исполнении Таисии Калинченко (а позже и Людмилы Сенчиной) стала довольно популярной, но

лишь малая часть слушателей знала, что на самом деле она впервые прозвучала в кино. Дело в том, что «Мой добрый папа» почему-то прошёл мимо аудитории, киноведы тоже его проигнорировали, в прокате он показал себя более чем скромно.

Но фильм получился просто замечательным: добрым, уютным и оптимистичным, несмотря на трагический поворот. В нём очень светлая атмосфера, симпатичные герои, хоть и со слабостями и странностями, но неимоверно обаятельные. И, конечно же, Баку, в который трудно не влюбиться. По крайней мере, я в Баку влюбилась несколько лет назад, когда впервые там побывала.

Кадр из фильма. Кажется, я тоже здесь была

Кадр из фильма. Кажется, я тоже здесь была

По мнению ряда зрителей и критиков, знакомых с «Моим добрым папой», Александр Демьяненко сыграл тут значимую и сильную роль. Актёр уже начал осознавать, что симпатяга Шурик из комедий Гайдая может сделать его заложником одной роли и стремился уйти от образа, к который к нему уже прилип. «Мой добрый папа» — одна из таких попыток Александра Демьяненко показать, что ему под силу и куда более глубокие роли.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

А какую роль вы считаете главной в карьере Александра Демьяненко? Это всё-таки Шурик или какой-то другой персонаж?