Единственная комедия Евгения Матвеева

Посмотрев комедию «Бешеные деньги» (1981), поставленную по пьесе русского классика Александра Островского, вы ни за что не догадаетесь, что её снял Евгений Матвеев, всю жизнь создававший героико-патриотическое кино.

«Бешеные деньги» — фильм удивительный по многим причинам. Это первое и единственое обращение Евгения Матвеева к отечественной прозе и истории прошлого, это единственная его комическая лента, единственный костюмный фильм.

Это редкая картина, где режиссёр Матвеев не снял актёра Матвеева. Это едва ли не единственная комедия для Вадима Спиридонова, это первое появление Елены Соловей не в роли томной девицы, а в роли возрастной мамаши невесты на выданье.

Кадр из фильма «Бешеные деньги»

Кадр из фильма «Бешеные деньги»

Когда Евгений Матвеев решил экранизировать пьесу Островского, его коллеги, а потом и зрители, были изумлены.

Матвеев уже давно имел репутацию идеального исполнителя ролей грамотных руководителей, справедливых чиновников, безупречных партийцев. Как режиссёр он тоже отдавал предпочтение лентам серьёзным, героическим, драматичным, рассказывающим о современниках.

Между тем, Евгений Матвеев не первый год вынашивал мечту возвратиться к классике, ведь карьеру он начинал в театре и вплоть до семидесятых сцену не оставлял. В театре его диапазон был куда шире, чем в кино: на сцену Евгений Матвеев как раз и выходил в образах исторических. Довелось ему играть в тех самых «Бешеных деньгах»: в годы работы в Новосибирском театре он выступал в образе любителя безответственного флирта Телятьева. Экранизация пьесы стала для Евгения Матвеева неким экспериментом, но одновременно и новым витком карьеры, попыткой вернуться к истокам, но уже с многолетним опытом и взрослым взглядом.

Сценарий режиссёр написал сам. Он бережно отнёсся к оригиналу, избежав соблазна сделать фильм «по мотивам» пьесы.

С одной стороны, это было проявлением уважение к русской литературе, с другой — ярким доказательством того, что классика не устаревает, что она актуальна и век спустя, причём до дописок, украшательств и осовременивания.

Сразу же Евгений Матвеев принял решение не сниматься в фильме, хотя обычно он так не делал,

а распределить роли между коллегами.

Кадр из фильма. Александр Михайлов и Вадим Спиридонов

Кадр из фильма. Александр Михайлов и Вадим Спиридонов

Роль соблазнителя-пустослова Телятьева получил Юрий Яковлев, снимавшийся у Матвеева в дилогии «Любовь земная» (1974)-«Судьба» (1977). Выбор оказался невероятно удачным: после выхода комедии Юрия Яковлева расхвалили за образ Телятьева и не без оснований.

Кадр из фильма. Юрий Яковлев и Вадим Спиридонов. А на заднем фоне, кажется, виден современный дом

Кадр из фильма. Юрий Яковлев и Вадим Спиридонов. А на заднем фоне, кажется, виден современный дом

У Яковлева Телятьев получился в чём-то похожим на яркого любвеобильного поручика Ржевского, но уже повзрослевшего и даже постаревшего, но не утерявшего лоска и поднаторевшего в деле обольщения.

Фото со съёмок. Юрий Яковлев и Людмила Нильская

Фото со съёмок. Юрий Яковлев и Людмила Нильская

Ещё один актёр, перешедший из знаменитой дилогии, — Вадим Спиридонов. Традиционно ему доверяли роли мужчин сильных, брутальных, зачастую персонажей отрицательных (собственно, в «Любви земной» и «Судьбе» он сыграл очередного предателя) и в комедиях не снимали. Правда, в «Бешеных деньгах» Вадим тоже сыграл не то чтобы веселого героя, скорей, персонажа мрачноватого и даже зловещего, но всё равно зрители открыли в нём ещё одну сторону.

Кадр из фильма. Вадим Спиридонов

Кадр из фильма. Вадим Спиридонов

Князеньку Кучумова сыграл Павел Кадочников, и это тоже выглядело не совсем обычно, ведь Кадочникова тоже чаще вспоминают в образах героических. Кучумов же — молодящийся жуир, любитель пустить пыль в глаза и заболтать собеседника (особенно собеседницу). Для 65-летнего Кадочникова Кучумов стал новым поворотом и тоже очень удачной возможностью показаться аудитории с другой стороны.

Кадр из фильма. Павел Кадочников

Кадр из фильма. Павел Кадочников

Главную роль, немного наивного, но доброго и влюблённого жениха, а потом и мужа Саввы Василькова Евгений Матвеев отдал Александру Михайлову. Александр уже был хорошо известен, хотя его главные хиты выйдут позже. Конечно, славы у него было куда меньше, чем у звёздных коллег по площадке, но Александр сумел выступить с ними на равных.

Кадр из фильма. Александр Михайлов

Кадр из фильма. Александр Михайлов

Его по-провинциальному окающий колоритный Савва иной раз вызывает сочувствие, выглядит беззащитно-трогательным перед искусительницей Лидией,

но в других эпизодах он выглядит принципиальным гордецом, которым можно только восхищаться. Эту роль Александра Михайлова критики оценили на отлично.

Кадр из фильма. Людмила Нильская и Елена Соловей

Кадр из фильма. Людмила Нильская и Елена Соловей

Украшением фильма стали две дамы — корыстные маманя и дочь Чебоксаровы. Их сыграли Елена Соловей и Людмила НильскаяРазница между актрисами — всего 10 лет, и если 24-летняя Людмила и выглядела как её ровесница Лидия Чебоксарова, героиня пьесы, то 34-летнюю Елену Соловей пришлось старить с помощью грима. И, как ни удивительно,

Елена, ещё недавно сама игравшая девушек, органично смотрелась в возрастной роли и отменно изобразила страдающую от безденежья даму.

Кадр из фильма. Людмила Нильская и Елена Соловей

Кадр из фильма. Людмила Нильская и Елена Соловей

Отдельно отмечу Леонида Куравлёва в роли слуги Саввы Василькова. Тут актёру досталась роль небольшая, но не обратить внимание на него нельзя, настолько броским, экспрессивным и запоминающимся получился персонаж.

Кадр из фильма. Леонид Куравлёв

Кадр из фильма. Леонид Куравлёв

Фильм «Бешеные деньги» вышел красивым в том числе и визуально.

Великолепные костюмы, роскошные интерьеры (часть сцен снимали в специально реконструированном московскому саду Эрмитаж), лёгкий, но естественный и гармоничный налёт театральности превратили картину в красочную атмосферную историю.

Кстати, помогал Евгению Матвееву воссоздать дух эпохи Владимир Лакшин, писатель, написавший биографию Александра Островского, которая вышла в серии «ЖЗЛ». Лакшина режиссёр пригласил в качестве консультанта, и тот постоянно присутствовал на площадке.

Ну а завершу статью словами кинокритика Юрия Черепанова, чуть пафосными, но суть отражающими верно:

Режиссёр и актёры, точно следуя тексту комедии Островского, сумели не только создать яркий, кинематографически зрелищный фильм, но и доказать современность великого классика. Ничего не добавляя и не убавляя, они показали, что классика поистине неисчерпаема, что она несёт в себе глубокое жизненное содержание, что её идейно-художественные и нравственные уроки действительно «на все времена».

Источник