Эльза Леждей: 7 знаковых ролей прекрасной актрисы

После школы Эльзу Леждей приняли одновременно в два творческих вуза, она остановила выбор на Щепкинском училище. Актриса дебютировала в кино сразу главной ролью, а в 1970-е годы каждый зритель знал ее красавицу-криминалиста Кибрит. Кто-то называет исполнительницу заложницей одной роли, но сама Леждей любила свою героиню и считала, что кинематограф не обделил ее разнообразием образов.

Как это часто бывает в актерской профессии, фильмы, в которых актриса сыграла, оказали влияние не только на ее карьеру, но и на личную жизнь. Вот 7 работ актрисы, которые можно считать знаковыми.

Варвара. «Море студеное» (1954)

Эльза Леждей. Кадр из кинофильма «Море студеное», 1954 г., режиссер Юрий Егоров, сценаристы Владимир Крепс, Константин Бадигин, композитор Гавриил Попов (скриншот)

Эльза Леждей родилась 19 февраля 1933 года в Севастополе, в семье моряка. Любопытно, что сюжет ее дебютной картины тоже оказался связан с морем. В 1954 году она сыграла главную женскую роль в исторической драме «Море студеное», рассказывающей о судьбах поморов в XVIII веке. На момент съемок Леждей заканчивала Щепкинское училище.

Рита Устинович. «Павел Корчагин» (1956)

Эльза Леждей. Кадр из кинофильма "Павел Корчагин", 1956 г., режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов, сценарист Константин Исаев, композитор Юрий Щуровский (скриншот)

Эльза Леждей. Кадр из кинофильма «Павел Корчагин», 1956 г., режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов, сценарист Константин Исаев, композитор Юрий Щуровский (скриншот)

Выход дебютной картины принес актрисе первую известность, новые творческие предложения и знакомство с будущим супругом – начинающим режиссером Владимиром Наумовым. Вскоре он пригласил будущую жену на роль Риты Устинович в их совместный с Александром Аловым фильм – «Павел Корчагин». Исполнитель роли Павки, Василий Лановой, был свидетелем развития отношений молодых супругов. Он вспоминает, что в общих эпизодах режиссер выстраивал сцену под Леждей, что было немного обидно. Впрочем, о работе с актрисой у Ланового осталось хорошее впечатление. Эльза Леждей снялась еще в одном фильме Наумова – «Ветер» (1958). В 1964 году супруги расстались. В этом браке у них родился сын Алексей.

Жена фронтовика. «Баллада о солдате» (1959)

Кадр из кинофильма "Баллада о солдате", 1959 г., режиссер Григорий Чухрай, сценаристы Валентин Ежов, Григорий Чухрай, композитор Михаил Зив (скриншот)

Кадр из кинофильма «Баллада о солдате», 1959 г., режиссер Григорий Чухрай, сценаристы Валентин Ежов, Григорий Чухрай, композитор Михаил Зив (скриншот)

В фильмографии Эльзы Леждей есть немало эпизодических ролей. Причем, она соглашалась на них и в те годы, когда была очень востребована. Тем более, когда предлагали сыграть персонаж, за которым стоит судьба и характер. Примером такой работы стала рольжены фронтовика-инвалида (Евгений Урбанский) в картине «Баллада о солдате». Актриса сама подобрала для своей героини пальтишко, которое ей маловато. От этого образ стал еще более трогательным и реалистичным.

Майя. «Хоккеисты» (1964)

Эльза леждей и Вячеслав Шалевич. Кадр из кинофильма "Хоккеисты", 1964 г., режиссер Рафаил Гольдин, сценарист Юрий Трифонов, композитор Леонид Афанасьев (скриншот)

Эльза леждей и Вячеслав Шалевич. Кадр из кинофильма «Хоккеисты», 1964 г., режиссер Рафаил Гольдин, сценарист Юрий Трифонов, композитор Леонид Афанасьев (скриншот)

Партнером Леждей на съемках спортивной драмы «Хоккеисты» стал Вячеслав Шалевич. Их дружба на съемочной площадке вскоре переросла в роман. В 1964 году актриса ушла от Владимира Наумова. Гражданский брак с Шалевичем продлился почти два года. Пара рассталась без взаимных претензий. Актеры долгое время поддерживали друг друга в сложных ситуациях.

Жанна. «Эскадра уходит на запад» (1965)

Эльза Леждей. Кадр из кинофильма "Эскадра уходит на запад", 1965 г., режиссеры Мирон Билинский, Николай Винграновский, сценаристы Александр Левада, Мирон Билинский, композитор Никита Богословский (скриншот)

Эльза Леждей. Кадр из кинофильма «Эскадра уходит на запад», 1965 г., режиссеры Мирон Билинский, Николай Винграновский, сценаристы Александр Левада, Мирон Билинский, композитор Никита Богословский (скриншот)

Роль француженки Жанны Лябурб в революционной драме «Эскадра уходит на запад»– одна из самых ярких в фильмографии. Однако актриса еще чуть было не лишилась. Съемки уже начались, как вдруг руководство студии решило пригласить на эту роль зарубежную актрису. Леждей защитил Вячеслав Шалевич, тоже снимавшийся в фильме. Будучи настоящей кинозвездой, он поставил условие – уходит Эльза, уходит и он. Актрису оставили в картине. Как отмечали критики, с работой она справилась прекрасно. К тому же для фильма исполнительница брала уроки французского, поэтому в картине звучит ее собственная речь.

Осипенко. «Слушайте на той стороне» (1971)

Всеволод Сафонов и Эльза Леждей. Кадр из кинофильма "Слушайте на той стороне", 1971 г., режиссер Борис Ермолаев, Бадрахын Сумху, сценаристы Александр Басаргин, Борис Ермолаев, Бадрахын Сумху, композиторы Вячеслав Овчинников, Эрэгзэнгийн Чойдог (скриншот)

Всеволод Сафонов и Эльза Леждей. Кадр из кинофильма «Слушайте на той стороне», 1971 г., режиссер Борис Ермолаев, Бадрахын Сумху, сценаристы Александр Басаргин, Борис Ермолаев, Бадрахын Сумху, композиторы Вячеслав Овчинников, Эрэгзэнгийн Чойдог (скриншот)

Вторым официальным супругом актрисы стал Всеволод Сафонов. Они познакомились еще в 1957 году на съемках фильма «Шторм». Но никаких отношений тогда не случилось. В 1971 году судьба свела их на съемке военной драмы «Слушайте на той стороне». Симпатия возникла сразу. Актрисе было 38 лет, Сафонову 45. Они поженились, но с условием – актер бросит пить. Семейный союз оказался счастливым. Супруги почти не расставались, иногда работали вместе. В их общей фильмографии 10 картин, включая один из эпизодов легендарного сериала «Следствие ведут знатоки» – «Он где-то здесь. Дело № 17» (1982).

Кибрит. «Следствие ведут знатоки» (1971- 1989)

Эльза Леждей. Кадр из кинофильма "Следствие ведут знатоки: Черный маклер. Дело N1", 1971 г., режиссер Вячеслав Бровкин, сценаристы Александр Лавров, Ольга Лаврова, композитор Марк Минков (скриншот)

Эльза Леждей. Кадр из кинофильма «Следствие ведут знатоки: Черный маклер. Дело N1», 1971 г., режиссер Вячеслав Бровкин, сценаристы Александр Лавров, Ольга Лаврова, композитор Марк Минков (скриншот)

Эксперт-криминалист Зинаида Яновна Кибрит стала визитной карточкой актрисы. В телефильм «Следствие ведут знатоки» Леждей пригласили на место театральной актрисы – Анны Антоненко-Лукониной. Она попросила отложить съемки на несколько месяцев, поскольку ждала ребенка. Это было невозможно, сроки поджимали. Когда авторы сценария Александр и Ольга Лавровы предложили Эльзу Леждей, режиссер Вячеслав Бровкин сомневался. Актриса почти не работала в театре, а первые серии цикла снимали как фильм-спектакль – длинными сценами. К тому же другие исполнители были опытными театральными артистами, и Леждей могла выбиваться по манере игры.

Эльза Леждей. Кадр из кинофильма "Следствие ведут знатоки:  Мафия. Дело N 22", 1989 г., режиссер Геннадий Павлов, сценаристы  Александр Лавров, Ольга Лаврова, композитор Давид Тухманов (скриншот)

Эльза Леждей. Кадр из кинофильма «Следствие ведут знатоки: Мафия. Дело N 22», 1989 г., режиссер Геннадий Павлов, сценаристы Александр Лавров, Ольга Лаврова, композитор Давид Тухманов (скриншот)

Сомнения Бровкина рассеялись быстро. Более того, актриса внесла в образ свое видение героини. «Благодаря ее игре суховатость Кибрит постепенно уходила, хотя сценарий изначально выписан не для нее, а для партнеров-мужчин», – вспоминал режиссер. Леждей не страдала, что в фильме отсутствует романтическая линия, которая могла бы разнообразить образ персонажа (есть лишь намек). «Моя Зиночка – человек дела, этим и интересна», – говорила она. Исполнительница снялась в 22 фильмах цикла.

Друзья, а какие работы актрисы запомнились вам больше всего? Пишите в комментариях и не пропустите 19 февраля, в день рождения Эльзы Леждей, ее прекрасную эпизодическую роль в драме «До, свидания мальчики!». Помните там ее сцену? Ссылка на программу телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» здесь

Источник