«Это даже хорошо, что пока нам плохо»: детский фильм для взрослых о бессилии зла

Уверена, вы помните, что «нормальные герои всегда идут в обход». А помните ли вы, кто подарил нам этот тезис? Меж тем, прозвучала она из уст героев отрицательных (хоть из смешных) в эксцентрической истории «Айболит-66», снятой Роланом Быковым в 1966 году.

Кадр изз фильма «Айболит-66»

Кадр изз фильма «Айболит-66»

Сам Ролан Быков считал, что именно из-за «Айболита» он и пришёл в кино,

хотя к середине шестидесятых у него было уже несколько очень успешных киноролей и режиссёрских работ, включая прекрасную комедию «Семь нянек» (1962). Помимо кино Быков трудился и в театре, и на сцене Театра юного зрителя поставил спектакль «О чём рассказали волшебники». Постановку зрители любили, и это был спектакль для семейного просмотра, так что в зрительном зале была публика разных возрастов. И как раз эту историю Быков захотел перенести на экран.

Вместе с драматургом Вадимом Коростылёвым, автором пьесы, Быков написал сценарий, который назвал «Добрый доктор Айболит». С утверждением возникли сложности:

чиновники не поняли, кому будет адресована столь необычная лента. Для детского фильма в ней было слишком много гротеска и буффонадности, для взрослого — слишком уж незамысловатый сюжет.

Да и вообще «Добрый доктор Айболит» сильно отдавал театральностью, поэтому сразу же возникли опасения, что фильм провалится: то, что допустимо на сцене, на экране может выглядеть странно, непонятно и нелепо. Смущало худсовет и то, что

животных должны были, по задумке режиссёра, играть люди. Это была всё та же театральная условность:

в театре в образах животных действительно появляются актёры, и это воспринимается естественно. Но как это будет смотреться в кино? На этот вопрос однозначно никто ответить не мог. Мало того, даже Михаил Ромм, учитель и советчик Ролана Быкова, который всегда его поддерживал, в новую задумку не особо верил, хотя в конце концов всё-таки поддержал ученика. Любопытно, что спустя десять лет с той же проблемой столкнётся режиссёр Леонид Нечаев, когда задумается снять «Приключения Буратино»: там кота и лису будут играть люди. И, по забавному совпадению, котом Базилио станет Ролан Быков. А в 1966 году он всё-таки убедил чиновников, что сумеет сделать весёлую и поучительную ленту и выбил разрешение.

Роли обезьянки Чичи и собаки Аввы получили Лидия Князева и Евгений Васильев.

Фото со съёмок. Олег Ефремов и Евгений Васильев

Фото со съёмок. Олег Ефремов и Евгений Васильев

Оба играли в тюзовском спектакле те же роли, так что с образами своими были отлично знакомы. Бармалея Ролан Быков решил играть сам, поскольку в этом образе он появлялся и в спектакле, а вот роль доброго доктора отдал Олегу Ефремову.

Фото со съёмок. Олег Ефремов и Евгений Васильев

Фото со съёмок. Олег Ефремов и Евгений Васильев

Ефремову пока не приходилось появляться в кино в столь эксцентрических образах, поэтому для него это был эксперимент (впрочем, и вся картина была экспериментом).

Ему нужно было стать героем не просто положительным, а безусловно положительным, который никогда и ни при каких условиях не совершит нехороший поступок.

Фото со съёмок. Олег Ефремов. Многие нашли, что в образе Айболита актёр напоминает Константина Сергеевича Станиславского.

Фото со съёмок. Олег Ефремов. Многие нашли, что в образе Айболита актёр напоминает Константина Сергеевича Станиславского.

Это была положительность и доброта на грани абсурда, возведённая в абсолют, но зато этот характер отлично считывался маленькими зрителями. Так же, как и нрав злобного Бармалея, над проказами которого хотелось смеяться, а не бояться их.

Фото со съёмок. Алексей Смирнов с юными поклонниками

Фото со съёмок. Алексей Смирнов с юными поклонниками

Приспешников Бармалея сыграли Фрунзик Мкртчян и Алексей Смирнов, и тут тоже какое-то странное и немного печальное совпадение:

обоих часто приглашали в комедии, но обоим досталась непростая жизнь.

Фото со съёмок. Ролан Быков

Фото со съёмок. Ролан Быков

Съёмки комедии про доктора Айболита потребовали путешествий по стране. Часть эпизодов отсняли на «Мосфильме», а натурные сцены создавали в Абхазии и Азербайджане, а финал сняли в Сухумском обезьяннем питомнике.

Фото со съёмок. Олег Ефремов

Фото со съёмок. Олег Ефремов

Для массовых сцен пригласили артистов цирка (в эпизоде можно увидеть очень популярного тогда клоуна Леонида Енгибарова), студентов циркового училища и ребят из детского хора имени Локтева.

Фото со съёмок. Работа над финалом в Сухуми

Фото со съёмок. Работа над финалом в Сухуми

Сложнее всех было, разумеется, Ролану Быкову, который взял на себя организаторскую работу, руководил съёмками и снимался в одной из главных ролей.

Фото со съёмок. Ролан Быков

Фото со съёмок. Ролан Быков

Но тут ему на помощь пришёл дублёр, и, как ни поразительно, это был модельер и парикмахер Валентин Савельев. В кино он новичком не был: ещё в 1961 году он трудился на съёмках картины «Москва музыкальная». Потом его пригласил Виллен Азаров на крошечную роль парикмахера в комедии «Взрослые дети» (1961), а спустя время Валентина позвали на съёмки «Войны и мира», где он создавал образы для исполнителей. Там его и приметил сам Ролан Быков.

На площадке «Айболита» Валентин Савельев заменял его в трюковых сценах, например, бесстрашно залезал в болото и окунался в бассейн с ледяной водой.

Фото со съёмок

Фото со съёмок

Фото со съёмок. Репетиция трюков

Фото со съёмок. Репетиция трюков

Режиссёр Ролан Быков оказался новатором не только в части подачи сюжета, но и в технической области. Объединив усилия с операторами, он решил использовать технологию «вариоэкран», которая предполагала изменение изображения с почти квадратного формата 4:3 на полноценный формат 16:9 в зависимости от сюжета.

Этот приём создавал эффект присутствия и был своего рода предшественником 3D-кино.

Фото со съёмок. Ролан Быков

Фото со съёмок. Ролан Быков

Уже на финальном этапе комедия Ролана Быкова получила название «Айболит-66». Очевидно, что для режиссёра было важно показать год создания ленты, при этом сам Быков говорил про неё так:

«Наш фильм — это старая сказка шестьдесят шестого года».

В этой сказке авторы настойчиво проводили мысль, что добро нельзя победить и что нужно верить в прекрасное. И главное, что не стоит разочаровываться, даже если вокруг бармалеи. Ну а в заключение ещё одна крылатая фраза из песенки из детского фильма, полезного и для взрослых «Айболит-66», в которой, к слову, цензоры увидели нешуточную крамолу на тогдашнюю действительность. Правда, и сейчас эта фраза актуальна более чем:

«Это даже хорошо, что пока нам плохо».

Согласны?

Источник