Фильм, который вернул в разрушенную войной страну сказку и детство

Фильм, который вернул в разрушенную войной страну сказку и детство

В 1947 году на экраны советских кинотеатров вышел полнометражный фильм-сказка «Золушка» в постановке малоизвестных в то время кинорежиссёров Надежда Кошеверовой и Михаила Шапиро. По мнению критиков, именно этот фильм вернул в детство миллионы советских детей, которые наряду с взрослыми несли все тяготы войны и послевоенного восстановления.

Фильм, который вернул в разрушенную войной страну сказку и детство

Конечно, это была не первая сказка на экране в то время. В 1945 году Александр Роу снял знаменитого «Кащея Бессмертного», а в 1946 году другой советский режиссёр-сказочник Александр Птушко выпустил на экраны страны свой цветной фильм «Каменный цветок». Но именно «Золушка» несла нечто светлое и доброе, чего так не хватало в других экранизированных сказках.

Фильм, который вернул в разрушенную войной страну сказку и детство

Это сразу почувствовали и зрители. Именно поэтому обычный черно-белый фильм, снятый по давно уже известной всем сказке, собрал немалые для послевоенных лет 18 миллионов зрителей и картина вошла в четвёрку лидеров проката.

В те дни критики отмечали, что на этот фильм ходили очень многие взрослые зрители, и даже влюбленные парочки воспринимали эту сказку как некую лирическую мелодраму из мирных довоенных лет. Ну а детей этот фильм в прямом смысле слова вернул в нормальное счастливое детство, в котором могли исполниться любые мечты. Даже такие несбыточные, как у Золушки.

Но создание фильма было непростым. Во-первых, первоначало был утвержден цветной вариант картины, но в целях экономии средств руководство киностудии «Ленфильм» перед началом съёмок отказалось от этого решения. А ведь именно на буйство красок нарядов и декораций так надеялись режиссёры.

В 2009 году была осуществлена реставрация и колоризация фильма. Можно только представить, какой успех был бы у картины в 1947 году, будь она стразу цветной.

В 2009 году была осуществлена реставрация и колоризация фильма. Можно только представить, какой успех был бы у картины в 1947 году, будь она стразу цветной.

Во-вторых, уже во время съёмок после просмотра первых рабочих материалов у художественного совета появились большие сомнения в том, что режиссёры справятся со своей задачей. В первую очередь худсовету не понравилась Золушка. Мол, чересчур легкомысленная, да и труд не уважает (?). После таких обвинений, режиссёр посетовал на то, что некоторые члены худсовета, похоже, не читали самой сказки.

Актрисе Янине Жеймо во время съёмок было 38 лет.

Актрисе Янине Жеймо во время съёмок было 38 лет.

Не понравился многим и принц, в первом официальном отчёте его обозвали: «рахитиком с разжиженными мозгами».

Фильм, который вернул в разрушенную войной страну сказку и детство

Досталось и королю в исполнении Эраста Гарина. Короче, было принято решение усилить съёмочную группу еще одним третьим опытным режиссёром Фридрихом Эрмлером, которому отводилась роль шефа-редактора картины.

Фильм, который вернул в разрушенную войной страну сказку и детство

Подпортил имидж режиссёров и сценарист фильма Евгений Шварц, который вступил в открытый спор с Михаилом Шапиро, за то, что тот якобы исказил сценарий. Хотя, по версии Шапиро, он лишь приблизил сюжет к тексту Шарля Перро и убрал мелкие детали «отсебятины» Шварца, которых в самой сказке нет.

На съёмках фильма "Золушка" в павильоне "Ленфильма"  (1947).
Актриса Янина Жеймо в перерыве между дублями.
Съёмочная группа слева направо: директор по производству киностудии "Ленфильм" Игорь Черняк, актриса Фаина Раневская, режиссёр Михаил Шапиро, актриса Янина Жеймо, журналистка (фамилия неизвестна), директор киностудии "Ленфильм" Иван Андреевич Глотов, режиссёр Надежда Кошеверова, режиссёр Григорий Козинцев. 1947 год.

На съёмках фильма «Золушка» в павильоне «Ленфильма» (1947).

В итоге, когда в октябре 1946 года фильм представили худсовету, мнения его членов разделились. Судьба фильма повисла в воздухе, было высказано множество претензий как по режиссерской работе, так и по актёрской игре. Позже Михаил Шапиро вспоминал, что тот список исправлений, которые требовалось внести в фильм, по сути, означал, что картину надо переснимать по новой. Но при этом средств и времени на это уже не было.

Ситуация сама собой разрешилась после того, как фильм посмотрели в Кремле. Оттуда руководству киностудии пришёл ответ, что «Золушка» является дословно: «победой «Ленфильма» и всей советской кинематографии!».

После этого все замечания к фильму тут же были забыты, и картину сразу отправили в кинотеатры страны. Через три месяца фильм вошёл в число лидеров проката, тем самым подтвердив надуманность претензий.

Афиша 1947 года.

Афиша 1947 года.

Сегодня «Золушка» является классикой жанра и входит в Золотой фонд отечественного кино.

Источник