Фильм «Тени исчезают в полдень»

Фильм «Тени исчезают в полдень»

Я этот телесериал помню с детства, потому что мои родители смотрели его ни раз, и ни два. С одной стороны, репертуар телевизионных фильмов был тогда не так велик, как сегодня, а с другой – сериал действительно пользовался дикой популярностью! Ясное дело, в детстве, все эти хитросплетения судеб главных героев мне были не очень интересны, но вот сейчас, в зрелом возрасте, я посмотрел сериал с большим интересом и удовольствием.

Год или два назад, я смотрел «Вечный зов», и еще тогда хотел о нем написать, да все как-то не сподобился. Хотя уж он-то точно заслуживает внимания, а герои фильма, наверное, еще в детстве сформировали мое мировоззрение и понятие добра и зла. Образ Федора Силантьева навсегда у меня стал ассоциироваться с предательством, а Петр Полипов был олицетворением подлости.

Фильм «Тени исчезают в полдень»

Сейчас сложно даже представить, чтобы хоть какой-то герой фильма мог восприниматься как живой человек, а вот тогда, народ всерьёз прямо таки ненавидел этих «людей» перенося эту ненависть на актеров, исполнивших эти роли, что опять же говорит о таланте, как самих актеров, так и авторов фильма.

Да, тогда кино было истинно народным.

Конечно, «Тени исчезают в полдень» несколько слабее, своего «старшего брата», но тут стоить отметить, что и литературная основа у него не столь серьезна. Анатолий Иванов написал свой одноименный роман раньше «Вечного зова» и именно на нем, надо понимать он и отрабатывал свое мастерство. Впрочем, нужно отдать должное автору, «Тени исчезают в полдень» тоже показывает серьезный прогресс после такого же эпического его романа «Повитель».

Тоже можно сказать и об авторах экранизации. Они создали серьезное полотно, показав жизнь одной деревни на протяжении нескольких десятилетий с дореволюционных лет, до, наверное, годов 70-х. И все это было снято всего за два года!

Большинство актеров было в возрасте за 40, а это у мужика тот возраст, когда он и молодиться может, если побреется, и с бородой выглядит не по годам старше. Этим гримеры и воспользовались.

Вельяминов, так тот вообще как будто вне времени.

Фильм «Тени исчезают в полдень»

А вот остальным пришлось перевоплощаться, потому что накануне революции им было до двадцати, а в конце фильма им было за шестьдесят и старше.

Устин Акимыч

Устин Акимыч

Анисим

Анисим

Самый молодой из них был актер, сыгравший Фрола, ему, на момент съемок было слегка за 30, но и тут борода сгладила все углы.

Фильм «Тени исчезают в полдень»

С женскими персонажами все еще проще, платочек с легкостью делает из молодой девчонки взрослую женщину, а чуть грима легко добавляет лет. А если еще и верхнюю одежду учесть, то все вообще становится проще.

Понятно, молодому поколению сложно понять не просто ту жизнь, но и вообще принципы жизни советских людей, но мне, рожденному в СССР, да еще и пожившему в деревне, все очень близко.

Да, к строению фильма есть вопросы, потому что есть моменты, когда погружаешься довольно глубоко в подробности мира кино, но бывают моменты, когда за пять минут пролетает несколько лет, и сюжет кажется рваным. Даже Великой Отечественной войне здесь уделено времени общим хронометражем не более одной серии. Но в любом случае, за эти семь серий показана вся самостоятельная жизнь нескольких персонажей, и так или иначе прикипаешь к героям, сопереживаешь их бедам и лишениям, возмущаешься их подлостью и предательством.

Образы получились очень яркими и противоречивыми, абсолютно положительный герой тут только один – Захар, а все остальные так или иначе где-то да оступились.

Одним из образов ушедшим в народ стал Купи-Продай в исполнении Новикова – этого я с детства помню.

Фильм «Тени исчезают в полдень»

Стоит отметить, что Анатолий Иванов, интересно выстраивает свои произведения, выводя на первый план отрицательных героев, каким тут является Устин Акимыч Морозов в одной из своих ипостасей – он один из центральных персонажей, и так или иначе влияет на общий сюжет, если так можно выразиться, выступая серым кардиналом фильма, он дергает за ниточки заставляя и других героев совершать ошибки, проступки, подлости, но, что интересно, он не вызывает ненависти, как, например, отрицательные герои «Вечного зова», те так точно за душу брали, пробуждая откровенную ненависть.

Впрочем, как я уже говорил, здесь многие герои ощущаются живыми, потому что подвержены страстям, пагубным привычкам, проявляют слабость, но при этом, те же люди совершают подвиги, проявляют сострадание и участие. Мир фильма, в общем, не прост, в нем масса переплетений судеб, часто трагических или фатальных, но именно это и позволяет поверить во все происходящее на экране.

Да есть современные сериалы, которые тоже имеют сложный многослойный сюжет, взять хоть тот же «Йеллоустоун», но при всем вовлечении сюжет сопереживать героям не получается – они живут в другом мире, а все их проблемы – это проблемы капиталистического общества, они все завязаны на деньгах.

Да, деньги нам сегодня куда ближе, чем идея, но именно они и не позволяют в полной мере сопереживать происходящему на экране, потому что в результате все решает не личная харизма героя, а туго набитый кошелек.

Это сложно объяснить современному зрителю, но я это просто чувствую, я это переживаю с каждой минутой просмотра, потому что мне близки эти идеи, эта жизнь, эти переживания.

Подводя итог, скажу, что фильм мне очень понравился, теперь я понимаю, почему его так любили советские зрители. Я уверен, что я его буду еще пересматривать с не меньшим удовольствием.

Источник