Георгий Штиль: «Я схватил Высоцкого за горло, кричу: «Давил и давить буду москвичей»

Георгий Штиль. Фото из открытых источников

Георгий Штиль. Фото из открытых источников

За 60 лет на сцене легендарного БДТ Георгий Штиль сыграл десятки ролей и – ни одной главной. Снялся почти в 200 фильмах – та же история… Но как он играл (и играет!) свои «эпизоды», так называемые «роли второго плана»! Актер удивительно яркий, сочный, мощный, запоминающийся мгновенно. Разве сегодня можно себе представить без Штиля такие советские киношедевры как «Женя, Женечка и «катюша», «Старая, старая сказка», «Интервенция», «Достояние республики», «Остров сокровищ»?! Или популярные сериалы нынешнего столетия — «Мастер и Маргариту», «Убойную силу», «Улицы разбитых фонарей. Менты 11»? А сколько за свою карьеру он перевоплотился в сказочных персонажей – всевозможных леших, пиратов, царских придворных, жуликов и разбойников?! И делал это просто «сказочно»!

Путь Георгия Антоновича на сцену и на экраны был долгим и тернистым. Сначала учился в техникуме тяжелого машиностроения, но быстро понял: не его. Поступал в летное училище, но не прошел. Как ни смешно, имея немецкие корни (по маме), завалил немецкий язык… Затем сдал экзамены в мореходку, но оттуда его выгнали за драку – один будущий «морской волк» плохо отозвался о Ленинграде, и Штиль его ударил. Пришлось вернуться в Питер и поступить в техникум физкультуры. По иронии судьбы, со второго курса Жору забрали в армию. Там он стал заниматься самодеятельностью. Читал басни Сергея Михалкова, пел куплеты, показывал сослуживцам миниатюры из репертуара Аркадия Райкина. Отслужив, с головой окунулся в самодеятельный театр. Играл у А. Бадхена в ДК Промкооперации (сейчас это ДК Ленсовета).

«Сегодня приятно вспоминать, — признавался Штиль, — о том времени: песни, пляски, музыка, огромное шоу-ревю. Оркестр из ста человек, декорации великого Николая Акимова, музыка Колкера, пела Мария Пахоменко, гастроли по всей стране… Только в 29 лет я закончил Театральный институт имени Островского и получил диплом актера драмтеатра и кино. Поздновато, конечно, но зато я нашел свою профессию».

Георгий Штиль. Фото из открытых источников

Георгий Штиль. Фото из открытых источников

Три возраста Г. Штиля. Фото из открытых источников

Три возраста Г. Штиля. Фото из открытых источников

Ко дню рождения Георгия Штиля (4 марта 1932 г.) предлагаю самые интересные фрагменты интервью 2012 года.

ПЛАКАЛ ПЯТЬ РАЗ В ЖИЗНИ

— Георгий Антонович, вы сразу попали в лучший театр, в легендарную труппу. Не иначе, как Его Величество Случай помог?

— Иначе и не скажешь…Преподаватель нашего курса Игорь Олегович Горбачев показал своих студентов Товстоногову. Я и Ваня Краско (ныне народный артист России Иван Иванович Краско, — авт.) играли тогда сценки из «Швейка». Георгий Александрович, глядя на нас, чуть не падал со стула от смеха. Со всего курса приняли только нас двоих. Знаете, когда я узнал, что Товстоногов берёт меня в БДТ, я натурально разревелся. Товстоногов недоуменно спрашивает: «Ты чэго это рэвешь?» Отвечаю: «От счастья». Поверьте, это было настоящее счастье, куда большее, чем сегодня выиграть миллион долларов.

— Какой вы, оказывается, сентиментальный…

— Да и что в этом плохого? Раньше, если артист попадал в БДТ, он землю готов был носом рыть, в массовках бегал и считал это за честь… Я очень долго — много-много лет — был фантастически счастлив, оттого что работаю в таком театре. Ведь каждый ленинградец обожал его, готов был дежурить у кассы ночами, чтобы купить билет на любой спектакль. И у меня, когда я смотрел эти спектакли, всегда подкатывал комок к горлу. Мечта была — Господи, да я готов был хоть полы подметать в БДТ! Потому что понимал, какой это театр и какие там артисты. Поэтому и не сдержал эмоции.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Кем-кем, а плаксой я никогда не был. За всю свою взрослую жизнь рыдал всего четыре раза. Когда в армии проштрафился, и мне за это добавили год службы. Когда взяли в БДТ. Третий – когда умер Ефим Захарович Копелян. Я пришел домой — и никак не мог остановиться… Потом, когда на спектакле «История лошади» чуть я не убил Евгения Лебедева.

— А что случилось?

— Он играл Холстомера, и я, конюх, уже в финале должен был его «забить». А тут свет выключили на мгновенье раньше, я рубанул тесаком и попал Лебедеву прямо в надбровье. Кровища — фонтаном! У меня чуть не случился разрыв сердца. Ходил потом к Евгению Александровичу в больницу и ревел, как мальчишка.

С Е. Лебедевым в спектакле БДТ "История лошади"

С Е. Лебедевым в спектакле БДТ «История лошади»

Нет, сейчас вспомнил, был еще пятый раз — в Польше, когда смотрел «Человека из мрамора» Анджея Вайды. Дело в том, что этот фильм — про жуть сталинской эпохи. И так мощно, ярко время моей юности вспомнилось. И как моему отцу, оставшемуся в блокадном Ленинграде, за немецкую фамилию пять раз (!) отказывали и так и не взяли в ополчение – защищать родной город. И как моей родственнице, студентке исторического факультета, впаяли пятнадцать лет за три яблока. Она принесла их еще не арестованному Бухарину, когда тот болел воспалением легких… Леня Неведомский засунул меня в какой-то угол, чтобы не видно было, как я смотрю на экран и реву через каждые пять минут.

Георгий Штиль и Тамара Коновалова в спектакле «Снежная королева»

Георгий Штиль и Тамара Коновалова в спектакле «Снежная королева»

ДРАКА С ВЫСОЦКИМ

— А в театре говорят, что ваша фамилия обманчивая. Мол, вы только с виду — штиль, тихий и спокойный, а на самом деле характер у вас, как 10-бальный шторм. Все знали: попробуй оскорбить Жору или его товарища — будет неминуемая драка.

— Да уж мой взрывной характер вредил мне не раз. Я ведь смолоду такой… С одной стороны был восторженный, как мальчишка. Любой мог сказать: «Жора, сбегай за водкой». И мне не стыдно признаться: я бегал! Но от любви к прекрасным актерам, а не потому, что старался подлизаться, стать своим в доску. При этом запросто мог кого-нибудь побить, если он при мне, скажем, оскорбит гримера. Я же в юности занимался боксом, был очень сильным, хорошо тренированным и никого не боялся. Кроме Георгия Александровича, разумеется. Кстати, знаете, как я познакомился с Высоцким? Мы с ним чуть не подрались!

— ?!

— Я проездом был в Москве, и меня вместе с Алексеем Эйбоженко пригласили на пользовавшийся огромным успехом спектакль Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана». Я пришел в театр, правда, немного опоздал. Смотрю: стоят в фойе два каких-то парня. Один с гитарой, другой — с аккордеоном. «Ну, что же вы опаздываете?» — говорят. «Извините, ребята, вот так получилось, я — ленинградец». У того, который с гитарой, вырвалось: «А-а-а… понятно, ленинградец». И когда я проходил мимо, он меня так тихонечко пнул под зад. Я схватил его за горло, кричу: «Давил и давить буду москвичей». У нас же всегда конфликты со столицей. Он от такой моей наглости даже опешил: «Да мы же пошутили». Я прошел в зал, сел… Спектакль был потрясающим! И эти двое появились на сцене. Тот, который с гитарой, был Володя Высоцкий, а с аккордеоном — Валера Золотухин.

— Вы же потом вместе снимались в «Интервенции» Геннадия Полоки.

— Да! Когда Володя меня там увидел, обнял и говорит: «Привет, Жора, сниматься будем!» И с тех пор у меня сразу же сложились с ним прекрасные отношения, которые и оставались такими вплоть до его смерти. Как-то раз мы с ним были в ресторане, а за соседним столиком гуляла одна компания. Вдруг что-то нелицеприятное было сказано о кино и актерах. И мы с Володей в ответ им так надавали! Молодые, горячие мы тогда были. Но потом, когда все уладилось, выпили мировую.

Георгий Штиль, кадр из фильма «Интервенция», 1968 год

"Интервенция"

«Интервенция»

В фильме "Остров сокровищ", 1982 год

В фильме «Остров сокровищ», 1982 год

ФУРЦЕВА РЕЗАЛА ВЕНЫ

— БДТ времен Товстоногова давно оброс легендами. Можете в двух словах описать, что за личность был Георгий Александрович?

— Выдающийся режиссер и замечательный человек. У него была твердая установка: главное в нашем деле — не мы, а зрители. Поэтому все делалось для зрителей. Партийные власти его боялись и уважали, а зрители и артисты боготворили. Да, Георгия Александровича ругали, и в опалу он попадал не раз. И его спектакли закрывали! Но, тем не менее, большинство его постановок были с «двойным дном», очень смелые по тем временам. К примеру, в спектакле «Пять вечеров» по пьесе Володина Товстоногов тонко, но ясно дал понять зрителю: герой оказался на Севере, потому что был репрессирован. Причем он сделал это в конце 1950-х, тогда как Михалков в своем гораздо более позднем фильме этого не сделал…

Никогда не забуду, как министр культуры Фурцева демонстративно ушла с «Ревизора», не досмотрев спектакль.

— Почему?

— Потому что гоголевский «Ревизор» в постановке Товстоногова был про советские времена. И она сразу поняла, что это про них спектакль! И ушла… Кстати, однажды я присутствовал на встрече с Фурцевой. Мне тогда очень захотелось узнать, правда ли она себе вены резала. Ходили такие слухи после вывода её из Политбюро. Припал я к руке Екатерины Алексеевны и присмотрелся: шрам действительно там был!

Георгий Штиль и Михаил Данилов в роли Бобчинского и Добчинского в спектакле «Ревизор» на сцене БДТ

Георгий Штиль и Михаил Данилов в роли Бобчинского и Добчинского в спектакле «Ревизор» на сцене БДТ

— Интересно, как вы в те годы проводили свободное время?

— А его и не было вовсе! Вся моя биография умещается в несколько слов: война, деревня, работа. Всю жизнь работал. У меня был момент, когда я был занят в 35 спектаклях в месяц, утром и вечером, субботы и воскресенья…

— Несмотря на такую занятость в театре, ваша фильмография внушительная и числом и качеством. Как успевали?

— Георгий Александрович так говорил: «Пожалуйста, снимайтесь, но в свободное от работы время». Вот мы и снимались летом вместо отпуска.

Георгий Штиль и Михаил Боярский в картине "Новогодние приключения Маши и Вити", 1975 год

Георгий Штиль и Михаил Боярский в картине «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975 год

МОЙ ДРУГ ПАША ЛУСПЕКАЕВ

— У вас есть самые любимые фильмы, роли?

— Так все они любимые! Что-то, бывало, получалось, а что-то — нет. Сейчас смотришь и думаешь: эх, сделать бы по-другому! Мне кажется, актер должен учиться всю жизнь, не думать, что уже все может, что он — совершенство…

Г. Штиль и Олег Даль в фильме "Женя, Женечка и "катюша", 1967 год

Г. Штиль и Олег Даль в фильме «Женя, Женечка и «катюша», 1967 год

Могу твердо сказать, что одна из любимых – картина Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». Ведь на этой картине я познакомился со своей будущей женой Риммой Павловной. Она работала там художником-декоратором. Тридцать восемь лет отдала «Ленфильму»!

Еще одно совпадение: когда мы закончили съемки, мне стукнуло 40 лет, и я купил себе квартиру на Черной речке. Пусть на первом этаже, но после коммуналки это казалось сказкой. Отдельная квартира! Ну и, конечно же, она мне дорога из-за Марка Бернеса. Этот фильм стал его последней работой в кино. Он был уже очень тяжело болен, но зато как держался! Никто даже на секунду не догадывался о его состоянии. Настоящий мастер! И мне, и Олегу Далю, и другим молодым актерам, он очень тонко, тактично, одним неуловимым жестом и взглядом подсказывал, как нужно существовать в кадре.

В фильме "Старая, старая сказка", 1968 год

В фильме «Старая, старая сказка», 1968 год

— Вы должны были играть в другой картине Мотыля «Белое солнце пустыни», но так и не сыграли.

— Зато, знаете ли, даже горжусь, что благодаря мне Паша Луспекаев сыграл Верещагина.

— ?!

— Эту историю мало кто знает. Луспекаев же для меня больше чем друг был. Мы жили рядом, и я всегда считал его старшим братом и гениальным артистом. Так вот. После фильма «Женя, Женечка и «катюша» Мотыль прислал мне сценарий «Белого солнца…», и предложил сыграть смешного подпоручика, которого таможенник Верещагин выбрасывает из окна. Как только я прочел сценарий, то сразу же побежал к Паше и сказал: «Верещагин – твоя роль!» Луспекаев прочитал и сразу же просто заболел ею.

Я позвонил Владимиру Яковлевичу Мотылю и сказал, что он должен пригласить Луспекаева. «О чём ты говоришь, Жора? – ответил он. — Ему же месяц назад ампутировали обе ступни. А там же нужно драться!» Тогда Луспекаев сам сказал Мотылю: «Дай мне сыграть свою «лебединую песню». Сделаю все как надо!» Паша к тому времени освоил специальные протезы-ботинки и мог ходить с палочкой. Тот сказал: «Хорошо, я возьму вас, если с вами кто-то поедет!» Паша сказал, что «поедет Жора». Но в итоге меня Товстоногов не отпустил в Среднюю Азию на целых три месяца. Зато без слов отпустил жену Паши — актрису нашего театра… А как Луспекаев сыграл!!!

"Улицы разбитых фонарей. Менты 11-13", 2010-2013 годы

«Улицы разбитых фонарей. Менты 11-13», 2010-2013 годы

ЛОРЕНС ОЛИВЬЕ ВЛЮБИЛСЯ В ТАТЬЯНУ ДОРОНИНУ

— Что для вас высший пилотаж в работе актера?

— Я уже давно в профессии, а никогда не считал для себя зазорным брать уроки у корифеев. Виталий Павлович Полицеймако говорил: «Играй, как кошка. Она всегда живет по правде, и никогда не знаешь, что она сейчас вытворит». В этом-то и заключается правда импровизации, когда все по живому, когда все без фальши. Настоящий актер, такой как Смоктуновский, Басилашвили, Копелян, Лебедев, Стржельчик, — он может пойти в церковь, положить руку на голову любому прихожанину, и тот ему поверит. Такое воздействие, такая энергетика должны от тебя исходить.

— Наверное, за 50 лет активной творческой жизни столько ярких встреч было, столько историй разных накопилось. Не пора ли всерьез засесть за мемуары?

— Нет уж, увольте… Я не писатель, а актер. (Между тем, в 2016 году в Санкт-Петербурге вышла книга мемуаров Георгия Штиля «У меня все роли главные», — авт.) Хотя и в кино, и в театре всяких происшествий хватало. И за границей… Георгий Александрович возил нас по всему миру. Всю Европу объездили, нет ни одного столичного города, где бы мы не побывали. Два раза в Японии — по 45 дней, в Индии — почти месяц, в Южной Америке, в Аргентине, даже в Африке играли.

— Интересно, как артистов «советского БДТ» принимали за рубежом?

— Гастроли всегда проходили на «ура», принимали нас очень здорово. И жили мы весело, красиво. (Улыбается). Помню, когда в 1966 году мы приехали в Лондон, англичане поначалу отнеслись к нам настороженно. Все местные газеты написали, что, мол, Брежнев специально «под Англию» собрал великолепную труппу со всего Советского Союза. Потом, правда, долго извинялись, когда узнали, что это не так…. А после сцены сжигания денег в «Идиоте» те же газеты написали, что каждый из актеров, участвовавших в этой сцене, даже тот, кто играл в массовке, может украсить любой английский театр. В массовке!

Восхищенный сэр Лоренс Оливье, настоящий корифей театра и кино XX века, пригласил нас в свой театр «Олд Вик», где он играл вместе со своей дочкой «Любовь за любовь» по Шекспиру. Он просто влюбился в Татьяну Доронину. Откровенно ухаживая за ней, он показал нам театр, где творил Шекспир…

Во время гастролей в Париже впервые за всю историю Советской власти в наше посольство пришла вся королевская семья. А в ФРГ на спектакле «История лошади» немецкий канцлер сидел в первом ряду и ревел как белуга! Потом пришел за кулисы к Евгению Лебедеву со слезами на глазах… Вот что такое искусство!

— Тем не менее, в 1960-е в том же Лондоне с треском «провалился» МХАТ…

— (Смеется.) Там особая история – искусство тут не причем. МХАТ приехал с «Кремлевскими курантами» и был встречен «в штыки», потому что Ленин там… стрелял по уткам на охоте. Организаторы не знали видно, что к животным в Англии отношение особое. А мы знали! В спектакле БДТ «Я, бабушка, Илико и Илларион» есть сцена, где случайно убивают собаку. Прекрасно понимая, что для англичан собака – животное культовое, мы решили в этот момент на сцене заплакать. И результат превзошел все ожидания. Каждый раз на этом месте рыдал весь зал!

Г. Штиль и его роли

Г. Штиль и его роли

«ДО СИХ ПОР СПРАШИВАЮТ: ГДЕ ВАСЯ РОГОВ?»

— Вы более 50 лет верны одному театру, известны как однолюб и отличный семьянин. Наверное, вы и друг хороший?

— Надеюсь. К сожалению, многие уже не смогут этого подтвердить или опровергнуть. Я был дружен с Василием Макаровичем Шукшиным, с Булатом Окуджавой. Знаменитый Шурик (Саша Демьяненко) был на моей свадьбе шафером. Очень люблю Борю Шербакова, мы с ним поработали в фильме о Сталине. С Сергеем Шакуровым три года снимались вместе в «Сибириаде», я его очень уважаю. Также как Олега Табакова, с которым мы встретились на съемках фильма «Учитель пения». Помню, я смотрел, как он играл Хлестакова в «Ревизоре», это было в Чехословакии. Я сидел в седьмом ряду, мое пальто упало и оказалось в первом ряду. Я так хохотал, что не заметил этого!

Со второй супругой. Фото из открытых источников

Со второй супругой. Фото из открытых источников

— Несколько лет назад вы второй раз женились. Расскажите!

— Со своей первой женой я прожил 40 лет, но ее сразил инсульт. Второй раз женился четыре года назад в свой день рождения – 4 марта. Такой я себе подарок сделал! Моя супруга Лиана Зурабовна моложе меня на 14 лет. Очень красивая женщина и талантливая. С Лианой мы познакомились в клинике, где она работала врачом-остеопатом. Но сейчас она уже не работает, лечит только друзей. А как она готовит! Грузинка — и этим все сказано!

— Как истинный трудоголик вы не можете не иметь увлечений, отдушин…. Об одном вашем увлечении известно точно – это книги.

— Вот тут вы попали в самую точку! Это увлечение я пронес через всю жизнь. У меня дома целая библиотека – более 2000 томов, в основном русская классика, книги по живописи, мемуарная литература. Я всю жизнь чем-то увлекался. В свое время коллекционировал марки, красивую посуду. Никогда не забуду, как на Хохлому я однажды спустил в Горьком двухмесячные отпускные…

Потом всерьез увлекся большим теннисом, и до сих пор храню награды за призовые места в турнирах ветеранов. Но – возраст… Сейчас мы с женой — заядлые грибники. Недавно купили уютную квартирку в Финляндии и выезжаем на выходные. Там природа чудная, воздух – просто райский. А уж грибов всяких – и белых, и рыжиков…

— Георгий Антонович, и последний вопрос. Вы создали в театре и в кино огромное количество ярких, запоминающихся разноплановых образов, но ни в кино, ни в театре так и не сыграли главной роли. Сожалеете об этом?

— Нисколько – честно! Горжусь, что никогда ничего не просил и не интриговал – это не в моем характере. Да, всю жизнь я играю маленькие роли, но никогда этого не стеснялся. Главное, что зрительской любовью я не обделен. И на улицах узнают, и за роли благодарят. Сколько лет уже прошло со съемок «Убойной силы», а до сих пор подходят и спрашивают, где мой зять — Вася Рогов… (Смеется.)

"Убойная сила", 2003 год

«Убойная сила», 2003 год