Главный мистический хоррор СССР: средневековые призраки в век электричества

Советская киностудия «Беларусьфильм» славилась картинами на военную тематику и сказками. Но иногда режиссёры тут экспериментировали и создавали уникальные ленты, за которые другие киностудии не брались. Решился на такой эксперимент и Валерий Рубинчик, задумавший в конце семидесятых экранизировать повесть «Дикая охота короля Стаха» писателя Владимира Короткевича.

Кадр из фильма «Дикая охота короля Стаха»

Кадр из фильма «Дикая охота короля Стаха»

Короткевич выпустил повесть ещё в 1969 году. В её основе были старинные белорусские легенды, довольно мрачные, полные тайн и мистики.

Короткевич же взялся и за написание сценария, помогал ему адаптировать Валерий Рубинчик. Кстати,

он с самого начала видел визуальный ряд в цветах тёмных, зеленоватых, серо-коричневых, синих. Никаких ярких тонов Рубинчик в кадре видеть не хотел, и даже в костюмах героев нет ни красных, ни розовых, ни жёлтых оттенков.

Вообще всё оформление направлено на создание гнетущей, тяжёлой, мистической атмосферы полубезумия. А ещё во время съёмок группа всегда ждала не солнечной погоды, как это обычно бывает, а облачной, пасмурной. Это тоже позволило сделать фильм сумрачным и леденящим душу.

Но главным стало, конечно же, место съёмок. Ассистенты режиссёра изъездили всю республику в поисках натуры, но в итоге идеальные декорации нашли под украинским Львовом. Это был Подгорецкий замок, построенный в XVII веке.

Фото со съёмок. Оператор Татьяна Логинова и режиссёр Валерий Рубинчик

Фото со съёмок. Оператор Татьяна Логинова и режиссёр Валерий Рубинчик

Он прекрасно сохранился внешне, но вот внутри был перестроен. Мало того, в замке уже давно располагался санаторий, так что его снимали только снаружи. Правда, одно помещение всё же задействовали. Татьяна Логинова, оператор картины, работавшая с Валерием Рубинчиком на его предыдущей картине «Венок сонетов» (1976) и приглашённая в новый проект, рассказала, что

режиссёру показался интересным кабинет, где все стены были обклеены кафельной плиткой. Эта медицинская комната «сыграла роль» морга, где главный герой беседует с врачом после гибели приятеля-студента.

Во Львове создавали и часть сцен, где действие происходит внутри замка. Так, в городе нашёлся особняк с роскошным залом, отделанным тёмным деревом, который приглянулся киношникам. Там же была и великолепная лестница, которую тоже можно увидеть в кадре. Ну а для других эпизодов задействовали павильоны «Беларусьфильма», где построили массивные готические декорации.

На главную роль, этнографа Андрея Белорецкого, Рубинчик выбрал Бориса Плотникова. Имя Бориса прогремело после ленты Ларисы Шепитько «Восхождение» (1976), где он дебютировал. В книге Короткевича Андрей Белорецкий (кстати, реальный человек) был мужчиной сильный и мужественным, но Борис Плотников выглядел иначе, но это режиссёра не смутило.

Его герой — довольно мягкий и скромный человек, интеллигентный и сдержанный, которого невозможно представить участником драки. Владимир Короткевич раскритиковал этот выбор, но вмешиваться в процесс съёмок не стал.

Кадр из фильма. Борис Плотников

Кадр из фильма. Борис Плотников

Главную женскую роль получила болгарская актриса Елена Димитрова. Она сыграла юную Надежду, наследницу проклятого рода Яновских, которая находится на грани безумия. Елена до того пару раз появлялась в совместных советского-болгарских фильмах, но известной не была. На пробы на роль Надежды приезжали Ирина АлфёроваЕлена Коренева и Татьяна Веденеева, но Рубинчик отказал этим признанным красавицам. В его памяти накрепко засела девушка с невероятной выразительности глазами, которую он случайно приметил в болгарском кафе.

Кадр из фильма. Елена Димитрова

Кадр из фильма. Елена Димитрова

Режиссёру пришлось немало сил потратить, чтобы найти эту чаровницу и уговорить руководство киностудии на участие иностранки, пусть и из соцстраны.

Но был в этом и небольшой плюс: в «Дикой охоте короля Стаха» есть пикантный эпизод, когда над Надеждой колдует служанка-знахарка, сама же девушка при этом полностью обнажена.

Уговорить советских актрис на такие съёмки было почти невозможно, Елена же согласилась без колебаний.

Другие роли сыграли Альберт ФилозовБорис ХмельницкийАлександр Харитонов.

Кадр из фильма. Борис Хмельницкий

Кадр из фильма. Борис Хмельницкий

Роману Филиппову досталась отрицательная роль коварного дядюшки Надежды Яновской,

Кадр из фильма. Борис Плотников и Роман Филиппов

Кадр из фильма. Борис Плотников и Роман Филиппов

а ещё в фильме можно увидеть прекрасную Валентину Шендрикову, к тому моменту супругу Валерия Рубинчика, в роли помешавшейся вдовы.

Кадр из фильма. Валентина Шендрикова

Кадр из фильма. Валентина Шендрикова

Обратите внимание ещё и на низкорослого актёра, сыгравшего одного из участников мистификации, Маленького человека. Это Владимир Фёдоров, в кино попавший совершенно случайно. Владимир занимался ядерной физикой, учился у Игоря Курчатова и в кино попал случайно: режиссёр Александр Птушко позвал его сняться в сказке «Руслан и Людмила» (1972). С тех пор Владимир регулярно играл карликов в кино, и роль в «Дикой охоте короля Стаха» — одна из его самых известных.

Ради основной интриги, той самой запугивавшей поколения Яновских и всех местных жителей дикой охоты короля Стаха, участники съёмок отправились в подмосковное Алабино, где базировался кавалерийский кинематографический полк. К работе подключили каскадёров, а саму сцену снимали в замедленном режиме, отчего она стала ещё более драматичной. Мелькнул в ленте и военный городок Уручье, сейчас входящий в состав Минска. В Уручье сняли сцену с гибелью студента Андрея Светиловича.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В 1979 году «Дикая охота короля Стаха» была готова.

Худсовет счёл фильм странноватым и сомнительным, а Владимир Короткевич отнёсся к экранизации прохладно, сочтя, что в нём упущена принципиальная линия — сложный путь белорусского народа.

Но зрителям картина, наполненная мистикой, пришлась по вкусу. Во многом из-за того, что в СССР такого плана ленты снимали нечасто. Интересно, что оценили мрачное творение Валерия Рубинчика и зарубежные специалисты: «Дикая охота короля Стаха» получила несколько международных наград.

А вам нравятся триллеры, где почти ничего не происходит, но всё равно страшно?

Источник