В 1965 году итальянская звезда Софи Лорен представляла мелодраму «Брак по-итальянски» на IV Московском международном кинофестивале. СССР актрисе очень понравился, но тогда она ещё не знала, что спустя несколько приедет в Союз уже на съёмки и будет разгуливать по деревушке в ста с лишним километрах от столицы.
Кадр из фильма «Подсолнухи»
Итальянского режиссёра Витторио де Сику Лорен считала не просто «своим» режиссёром, но и учителем, мастером и в какой-то степени даже отцом. Поэтому
когда он в 1969 году позвал её в новый фильм «Подсолнухи», она без колебаний согласилась.
Сыграло роль и то, что продюсировал картину супруг Лорен Карло Понти, а партнёром оказался Марчелло Мастрояни, с которым Софи была давно дружна и снималась в «Браке по-итальянски».
Фото со съёмок. Марчелло Мастроянни и Софи Лорен
Сценарий, созданный знаменитыми Тонино Гуэррой и Чезаре Дзаваттини, рассказывал историю запутанную, которая тянулась ещё со времён войны (в числе сценаристов также указывают советского драматурга Георгия Мдивани, но считается, что он написал всего несколько сцен, в основном связанных с советской действительностью).
Софи Лорен и Марчелло Мастроянни вновь сыграли супругов, но на десятки лет потерявших друг друга.
Антонио, герой Мастроянни, остался после войны в Советском Союзе, где создал новую семью, а Джованна, героиня Лорен, годами хранила ему верность, но, отыскав и поняв, что не может разлучать его с новой женой и дочерью, отказалась от любимого. Кстати, Марию, русскую жену Мастрояни, посчастливилось сыграть Людмиле Савельевой, которую выбрал сам режиссёр Витторио де Сика. Позже Софи Лорен рассказывала, что сразу нашла общий язык с Людмилой Савельевой, хотя сама не знала русского, а Людмила не говорила по-итальянски. На экране дамы были соперницами, а вот в жизни с лёгкостью поладили. А ещё
в первой роли в «Подсолнухах» появился маленький сын Софи Лорен Карло.
Он сыграл сына Джованны, фактически дебютировав на руках у собственной матери.
Режиссёр из Италии не побоялся не просто приехать на полгода в Советский Союз вместе с исполнителями, но и организовать съёмки не в комфортной столице, а в провинции. Много сцен снимали в деревне в Тверской области, и там же обитали итальянские звёзды. С ними, к слову,
в экспедицию отправился и персонал, включая костюмеров, гримёров, охранников и повара.
Разместили европейских киношников, конечно, не в деревенских избах, а в санатории для партийных руководителей, так что жаловаться на условия им не приходилось. Но пейзажи, на фоне которых играют актёры, всё равно выглядят истинно деревенскими, едва ли не канонически-картиночными русскими.
И, очевидно, именно так многие за границей и сегодня представляют себе Россию (плюс ещё снег и медведи).
Фото со съёмок. Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Людмила Савельева
Чуть позже, когда по сюжету Антонио с женой Машей перебираются в Москву, на экране показывают юго-запад столицы. Это было символично: в семидесятые эти районы активно застраивались и были своеобразным символом современной динамичной московской (да и в целом советской) жизни. Таким образом, зрители, особенно иностранные, которым в первую очередь и адресовали ленту «Подсолнухи», увидели и классическую деревенскую Россию, и СССР семидесятых с его кипящей жизнью.
Премьерный показ картины в Советском Союзе назначали в Международный женский день, 8 марта 1970 года. Но он был сорван.
И всё потому, что буквально за пару дней, посмотрев уже готовую ленту, чиновники увидели в нём крамолу и поклёп:
одним из самых мощных эпизодов стала сцена с Софи Лорен на украинском кладбище, где похоронены итальянские солдаты (в реальности таких кладбищ не было).
Цензоры сочли, что эта сцена оскорбляет и историю Великой Отечественной войны, и СССР вообще, и потребовали его вырезать. Продюсер Карло Понти готов был предоставить письма от участников съёмок с подтверждением, что
они не были на подобном кладбище, что это лишь выдумка сценаристов, но никак не попытка очернить историю,
но чиновники были непреклонны и требовали эпизод вырезать. Итальянцы отказались калечить фильм, поэтому премьера прошла через несколько дней и только в Риме. Кстати, и в Риме на показ представители СССР не попали: посол категорически запретил сотрудникам посольства и другим гражданам страны посещать премьеру.
Результат такого подхода закономерен:
мелодрама с одним из самых гармоничных дуэтов в истории кино, которую с такой любовью снимали в СССР, неплохо известна в Европе, а у нас её знают мало.
Хотя этот фильм просто красив и удивителен: где вы ещё увидите обрусевшего Марчелло в кепке, запрыгивающего в УАЗик?
А что в «Подсолнухах» увидели вы: любовь или войну?