Итальянская классика с мировым успехом — 3 фильма с Софи Лорен, которые я очень люблю

София Костанца Бриджида Виллани Шиколоне, более известная как Софи Лорен, родилась 20 сентября 1934 года и к середине 1950-х годов стала звездой экрана и символом Италии.

Актерское дарование Софи в полном смысле раскрыл Витторио де Сика. И все три фильма, о которых я хочу вам сегодня напомнить, именного этого режиссера. Что ж, давайте приступим.

🎬 Чочара (1960)

La Ciociara

Кадр из фильма «Чочара», 1960 год, режиссер Витторио Де Сика
Кадр из фильма «Чочара», 1960 год, режиссер Витторио Де Сика

Кадр из фильма «Чочара», 1960 год, режиссер Витторио Де Сика

За роль в «Чочаре» Софи Лорен получила «Оскар», причем в истории киноакадемии факт присуждения главной премии «за лучшую женскую роль» — за фильм на не английском языке, случился тогда впервые.

Вторая Мировая. Героиня Лорен – вдова Чезира, лавочница из Рима. У Чезиры единственная дочь, 13-летняя Розетта (Элеонора Браун), девушка очень обаятельная, скромная и религиозная, и с больным сердцем ко всему прочему.

Англо-американская авиация постоянно бомбардирует итальянскую столицу, и Чезира решается на время военных действий, ради дочери переехать в место, где родилась – южную Чочару, к родственникам. Ведь по слухам, там относительно спокойно можно дождаться окончания войны.

Но и в «мирной» Чочаре все в страхе перед немецкой оккупацией, не хватает еды, достаточно погибших и тех, кто от горя сходит с ума. И тех, кто еще помнит, что такое любовь. В Чезиру влюбляется Микеле (Жан-Поль Бельмондо), но она всецело посвящает себя Розетте и на романы просто не остается ни сил, ни желания.

Кстати, Микеле – чуть ли не единственный в фильме, кто абсолютно осознает весь ужас войны. Всем остальным по большому счету все равно, за кем будет победа – лишь снова вернуться в свои дома и жить, как прежде. И Чезира в их числе. Главное – спасти дочь. Что дальше – время покажет.

Она всеми способами пытается прокормить и защитить Розетту, но в момент возвращения домой в освобожденный Рим на них нападает целая группа солдат. Честно говоря, каждый раз после сцены изнасилования мне кажется, что юная Розетта уже не откроет глаза… Но она не просто выжила, а колоссально изменилась внутренне от пережитого шока. И «вернуть» своего ребенка Чезире помогает очередное горе – известие о смерти их общего друга Микеле.

Очень сильное кино, потрясающая работа Софи Лорен, интеллигентный Бельмондо и прелестная в своей наивности и невинности Элеонора Браун.

🎬 Подсолнухи (1970)

I Girasoli

Кадр из фильма «Подсолнухи», 1970 год, режиссер Витторио Де Сика
Кадр из фильма «Подсолнухи», 1970 год, режиссер Витторио Де Сика
Кадр из фильма «Подсолнухи», 1970 год, режиссер Витторио Де Сика

Кадр из фильма «Подсолнухи», 1970 год, режиссер Витторио Де Сика

Примечательно, что часть фильма снимали в СССР, ведь по сюжету герой оказался там во время Второй Мировой.

Да, еще один фильм с Софи Лорен об этой страшной эпохе.

У Джованны (Софи Лорен) и Антонио (Марчелло Мастроянни) – страстный роман, который, быть может, ничем бы не закончился, если бы не привилегия для молодоженов. В Италии молодым людям, вступающим в брак, полагалась отсрочка от призыва. Джованна предлагает такой вариант возлюбленному, и они расписываются.

Во время медового месяца супруги понимают, что их отношения – уже не просто страсть, и расставаться не хочется никогда. Они пытаются выдать Антонио за умалишенного, но их обман раскрыт, и теперь ему предстоит ехать в далекую, суровую, холодную Россию, на Восточный фронт, и там пропасть без вести, затерявшись в снежном поле.

Но любящая Джованна отказывается верить, что Антонио погиб, предпочитая думать, что он просто потерял память и потому до сих пор не вернулся к ней.

После окончания войны Джованна решается на отчаянный шаг – искать любимого в чужой стране. И находит она там то, чего так боялась, но что было таким очевидным для неё с самого начала: у Антонио новая жена – Маша (Людмила Савельева), дочь… И хрупкое, послевоенное счастье, с оглядкой на прошлое.

Очень трогательная история, начиная от судеб каждого персонажа, заканчивая тем, почему фильм носит название «Подсолнухи».

🎬 Брак по-итальянски (1964)

Matrimonio all’italiana

Кадр из фильма «Брак по-итальянски», 1964 год, режиссер Витторио Де Сика
Кадр из фильма «Брак по-итальянски», 1964 год, режиссер Витторио Де Сика
Кадр из фильма «Брак по-итальянски», 1964 год, режиссер Витторио Де Сика

Кадр из фильма «Брак по-итальянски», 1964 год, режиссер Витторио Де Сика

И третий фильм в подборке начинается с событий Второй Мировой в Неаполе.

Во время воздушной тревоги знакомятся молодой и успешный бизнесмен Доменико (Марчелло Мастроянни) и юная 17-летняя Филумена (Софи Лорен). Знакомятся и завязывают отношения, которые из одноразовых (всё-таки дело было в борделе), перетекают в перманентные.

С определенной периодичностью Доменико навещает влюбленную в него Филумену и приятно проводит с ней время. Вот уже и дом для неё снял, и прислугу нанял, и его дела в Неаполе Филумена ведет, причем ведёт идеально. Более того, Филумена вхожа в дом матери Доменико, правда, та слишком больна, чтобы разобраться в статусе нового человека и Доменико очень удобно представить девушку в качестве прислуги.

И проходит таким образом 22 года! Такой вариант гостевого брака, где она по-прежнему очень любит, а он никогда не воспринимал эти отношения всерьез. Ведь что взять с проститутки, да и что люди скажут? К тому же циничный Доменико планирует жениться на молоденькой продавщице, и вот с этим-то Филумена мириться никак не желает, а потому идет на некий обман, ведь ей нужно думать о трех своих сыновьях, о существовании которых Доменико даже не подозревает…

Просто великолепный фильм! Целый спектр эмоций от нежности и терпения до страсти и любви, как смысла жизни. И что это была за жизнь!