София Костанца Бриджида Виллани Шиколоне, более известная как Софи Лорен, родилась 20 сентября 1934 года и к середине 1950-х годов стала звездой экрана и символом Италии.
Актерское дарование Софи в полном смысле раскрыл Витторио де Сика. И все три фильма, о которых я хочу вам сегодня напомнить, именного этого режиссера. Что ж, давайте приступим.
🎬 Чочара (1960)
La Ciociara

Кадр из фильма «Чочара», 1960 год, режиссер Витторио Де Сика
За роль в «Чочаре» Софи Лорен получила «Оскар», причем в истории киноакадемии факт присуждения главной премии «за лучшую женскую роль» — за фильм на не английском языке, случился тогда впервые.
Вторая Мировая. Героиня Лорен – вдова Чезира, лавочница из Рима. У Чезиры единственная дочь, 13-летняя Розетта (Элеонора Браун), девушка очень обаятельная, скромная и религиозная, и с больным сердцем ко всему прочему.
Англо-американская авиация постоянно бомбардирует итальянскую столицу, и Чезира решается на время военных действий, ради дочери переехать в место, где родилась – южную Чочару, к родственникам. Ведь по слухам, там относительно спокойно можно дождаться окончания войны.
Но и в «мирной» Чочаре все в страхе перед немецкой оккупацией, не хватает еды, достаточно погибших и тех, кто от горя сходит с ума. И тех, кто еще помнит, что такое любовь. В Чезиру влюбляется Микеле (Жан-Поль Бельмондо), но она всецело посвящает себя Розетте и на романы просто не остается ни сил, ни желания.
Кстати, Микеле – чуть ли не единственный в фильме, кто абсолютно осознает весь ужас войны. Всем остальным по большому счету все равно, за кем будет победа – лишь снова вернуться в свои дома и жить, как прежде. И Чезира в их числе. Главное – спасти дочь. Что дальше – время покажет.
Она всеми способами пытается прокормить и защитить Розетту, но в момент возвращения домой в освобожденный Рим на них нападает целая группа солдат. Честно говоря, каждый раз после сцены изнасилования мне кажется, что юная Розетта уже не откроет глаза… Но она не просто выжила, а колоссально изменилась внутренне от пережитого шока. И «вернуть» своего ребенка Чезире помогает очередное горе – известие о смерти их общего друга Микеле.
Очень сильное кино, потрясающая работа Софи Лорен, интеллигентный Бельмондо и прелестная в своей наивности и невинности Элеонора Браун.
🎬 Подсолнухи (1970)
I Girasoli
Кадр из фильма «Подсолнухи», 1970 год, режиссер Витторио Де Сика
Примечательно, что часть фильма снимали в СССР, ведь по сюжету герой оказался там во время Второй Мировой.
Да, еще один фильм с Софи Лорен об этой страшной эпохе.
У Джованны (Софи Лорен) и Антонио (Марчелло Мастроянни) – страстный роман, который, быть может, ничем бы не закончился, если бы не привилегия для молодоженов. В Италии молодым людям, вступающим в брак, полагалась отсрочка от призыва. Джованна предлагает такой вариант возлюбленному, и они расписываются.
Во время медового месяца супруги понимают, что их отношения – уже не просто страсть, и расставаться не хочется никогда. Они пытаются выдать Антонио за умалишенного, но их обман раскрыт, и теперь ему предстоит ехать в далекую, суровую, холодную Россию, на Восточный фронт, и там пропасть без вести, затерявшись в снежном поле.
Но любящая Джованна отказывается верить, что Антонио погиб, предпочитая думать, что он просто потерял память и потому до сих пор не вернулся к ней.
После окончания войны Джованна решается на отчаянный шаг – искать любимого в чужой стране. И находит она там то, чего так боялась, но что было таким очевидным для неё с самого начала: у Антонио новая жена – Маша (Людмила Савельева), дочь… И хрупкое, послевоенное счастье, с оглядкой на прошлое.
Очень трогательная история, начиная от судеб каждого персонажа, заканчивая тем, почему фильм носит название «Подсолнухи».
🎬 Брак по-итальянски (1964)
Matrimonio all’italiana
Кадр из фильма «Брак по-итальянски», 1964 год, режиссер Витторио Де Сика
И третий фильм в подборке начинается с событий Второй Мировой в Неаполе.
Во время воздушной тревоги знакомятся молодой и успешный бизнесмен Доменико (Марчелло Мастроянни) и юная 17-летняя Филумена (Софи Лорен). Знакомятся и завязывают отношения, которые из одноразовых (всё-таки дело было в борделе), перетекают в перманентные.
С определенной периодичностью Доменико навещает влюбленную в него Филумену и приятно проводит с ней время. Вот уже и дом для неё снял, и прислугу нанял, и его дела в Неаполе Филумена ведет, причем ведёт идеально. Более того, Филумена вхожа в дом матери Доменико, правда, та слишком больна, чтобы разобраться в статусе нового человека и Доменико очень удобно представить девушку в качестве прислуги.
И проходит таким образом 22 года! Такой вариант гостевого брака, где она по-прежнему очень любит, а он никогда не воспринимал эти отношения всерьез. Ведь что взять с проститутки, да и что люди скажут? К тому же циничный Доменико планирует жениться на молоденькой продавщице, и вот с этим-то Филумена мириться никак не желает, а потому идет на некий обман, ведь ей нужно думать о трех своих сыновьях, о существовании которых Доменико даже не подозревает…
Просто великолепный фильм! Целый спектр эмоций от нежности и терпения до страсти и любви, как смысла жизни. И что это была за жизнь!