Из-за Олега Ефремова премьеру фильма «Здравствуй и прощай» перенесли почти на год позже

21 декабря 1972 года на киностудии «Ленфильм» завершились работы над фильмом «Здравствуй и прощай». Но премьера картины состоялась лишь в июне 1973 года.

Этот фильм стал результатом творчества трёх замечательных мастеров советского кино: сценариста Виктора Мережко, оператора Юрия Векслера и режиссёра Виталия Мельникова.

На съёмках фильма "Здравствуй и прощай"  в 1972 году.

На съёмках фильма «Здравствуй и прощай» в 1972 году.

Несмотря на то что картину снимали на киностудии «Ленфильм» основные натурные съёмки провели в Ростовской области, а большинство павильонных съёмок пришлось снимать не в Ленинграде, а в Москве, на киностудии «Мосфильм».

«Здравствуй и прощай» (1972).

Это было связано с тем, что в период работы над фильмом (лето-осень 1972 года) исполнитель одной из главных ролей Олег Ефремов был очень плотно занят театральной деятельностью. И если летом, в период театрального межсезонья, он смог на пару месяцев выехать в Ростов и Новочеркасск, где проходили натурные съёмки, то начиная с сентября, когда стартовал новый театральный сезон, он не мог выехать из Москвы даже на пару дней. А ведь режиссёр планировал павильонные съёмки и озвучку сделать в стенах родной киностудии «Ленфильм».

"Здравствуй и прощай" (1972).

«Здравствуй и прощай» (1972).

Виталию Мельникову пришлось искать на «Мосфильме» свободные павильоны, чтоб доснять ещё примерно четверть фильма. Это было очень неудобно для большинства членов съёмочной группы (гримеры, костюмеры, администрация, помощники и т.д.), так как они были ленинградцами, и в Москве для них пришлось искать места временного проживания.

Людмила Зайцева, Виталий Мельников и Михаил Кононов на съёмках фильма "Здравствуй и прощай" в павильоне "Мосфильма" в 1972 году.

Людмила Зайцева, Виталий Мельников и Михаил Кононов на съёмках фильма «Здравствуй и прощай» в павильоне «Мосфильма» в 1972 году.

Но других вариантов, чтобы закончить фильм, у режиссёра не было. В том числе и по этой причине работа над фильмом шла с опозданием на два месяца от графика, и это неизбежно сдвигало сроки премьеры новой картины и её последующего проката.

Виталий Мельников и Людмила Зайцева на съёмках фильма "Здравствуй и прощай" в 1972 году.

Виталий Мельников и Людмила Зайцева на съёмках фильма «Здравствуй и прощай» в 1972 году.

Дело в том, что в СССР ноябрь и декабрь были традиционно самыми посещаемыми в кинотеатрах, поэтому всем создателям фильмов хотелось провести свои премьеры именно в конце года.

А самым низким сезоном в кинотеатрах были летние месяцы — с июня по август включительно. Так сложилось исторически и подтверждалось каждый год цифрами статистики. Специалисты связывали это с сезоном отпусков большинства советских граждан.

Мельников понимал, что до конца года они, возможно, и завершат работу над фильмом, но из-за дальнейших административных процедур,премьеру перенесут на следующий год.

Весна тоже была неплохим сезоном для кинотеатров, но будущая прокатная сетка формировалась заранее, а на весенние месяцы были запланированы премьеры уже других фильмов. В итоге кинопрокат всех опоздавших и выпавших из графика картин обычно переносился на лето, когда прокатная сетка была относительно свободной.

Так случилось и с этим замечательным фильмом. Несмотря на то что в самом конце 1972 года фильм всё же был завершён, его премьера состоялась лишь в июне 1973 года. Хотя первоначально планировалось выпустить его в кинотеатры в ноябрьские праздники 1972 года. И виной такой задержки стал именно Олег Ефремов. Вернее, его сверхзанятость.

Но даже в период летнего отпускного сезона, когда посещаемость кинотеатров была невысокой, кинолента Мельникова вошла в число лидеров проката по итогам всего года.

Этот фильм стал настоящим кинодебютом и первой главной ролью будущей народной артистки России Людмилы Зайцевой, а также и 22-летней Натальи Гундаревой. Тоже будущей артистки России.

"Здравствуй и прощай" (1972). Во многих подобных сценах из-за занятости Ефремова снимался его дублёр.

«Здравствуй и прощай» (1972). Во многих подобных сценах из-за занятости Ефремова снимался его дублёр.

Обе актрисы до съёмок в фильме «Здравствуй и прощай» успели сняться в эпизодах других картин, но после премьеры именно этого фильма они обе завоевали всесоюзную известность и признание.

"Здравствуй и прощай" (1972).

«Здравствуй и прощай» (1972).

В следующие двенадцать лет Виталий Мельников снял семь прекрасных картин, каждая из которых стала небольшим киношедевром: «Ксения, любимая жена Фёдора», «Одиночество», «Старший сын», «Женитьба», «Отпуск в сентябре», «Две строчки мелким шрифтом» и «Уникум».

Позже Виталий Вячеславович рассказывал, что ему очень хотелось роль Подколёсина в «Женитьбе» отдать Олегу Ефремову. Но, помня проблемы с фильмом «Здравствуй и прощай», он не решился это сделать.