«Клетчатый» Донатас Банионис – главный иностранец советского кино

«Клетчатый» Донатас Банионис – главный иностранец советского кино

Вначале старый анекдот советских времен: «Причаливает на Красной площади правительственная «Чайка» с каким-то важным пассажиром. Два парня начинают приглядываться, шептаться. «Да не может быть». «Да — он, он самый «. » Слушай, не бойся, ну давай подойдем, спросим «. После препирательств они подходят к представительного вида мужчине и говорят, простите, пожалуйста, а вы кто? Тот обиженно отвечает с характерным причмокиванием: «Я генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза, товарищ Леонид Ильич Брежнев «. Один другому, разочарованно: «Ну, вот видишь, я же говорил, а ты все Банионис, Банионис…».

«Клетчатый» Донатас Банионис – главный иностранец советского кино

Популярность к Донатасу Банионису пришла на пятом десятке. Но сразу и навсегда. Переломным в карьере актера Паневежисского театра в Литве стал 1966 год. Сыграв дебютную главную роль в фильме «Никто не хотел умирать», Банионис сразу получил и Государственную премию СССР, и премию Ленинского комсомола, а по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» картина была признана лучшим фильмом года. А тогда в Советском Союзе такое признание значило не меньше «Оскара».

Фильм действительно был знаковым. Жесткий, без розовых соплей, с подчас коробящей, грубой натурализацией. Причем не в постельных сценах, которых тоже хватало. Впервые в советском кинематографе показали сцены, где герои справляют естественные надобности. До этого это было жестко затабуировано. И вообще герои картины, даже положительные, не были хорошими и прилизанными. Несмотря на т что Банионису пришлось играть с такими актерами как Адамайтис, Будрайтис, Бруно Оя, ставших позже звездами, он не затерялся.

Он родился в 1924 году в столице независимой Литовской республики. Столицей тогда был Каунас, потому что Вильнюс после Первой мировой забрали себе поляки. Отец — Юозас Банионис ( 1890—1961), профессиональный портной, литовский политический и профсоюзный деятель, коммунист-революционер, член РСДРП(б), КПЛ, КПСС, сидел в тюрьмах, после Великой Отечественной войны занимал руководящие партийные и государственные посты. Но можно сказать и творческий человек – они с женой хорошо пели и выступали в художественной самодеятельности.

«Клетчатый» Донатас Банионис – главный иностранец советского кино

После фильма «Никто не хотел умирать», Банионис снялся в нескольких эпизодических ролях. А в 1968 вышла кинокартина «Мертвый сезон», в которой он сыграл советского разведчика. Тоже знаковый фильм, в котором разведчик не был каким-то шпионом-суперменом бегающем с пистолетом и изничтожавшим всех вражин подряд, а умным, дальновидным интеллектуалом. До «Семнадцати мгновений весны» это был самый лучший фильм про советскую разведку. Интересный факт: Президент Российской Федерации В. В. Путин решил стать «чекистом» после просмотра фильма «Мёртвый сезон» с Д. Ю. Банионисом в роли офицера разведки. Путин подтвердил этот факт при личной встрече.

В советском кинематографе всегда ощущался дефицит на актеров с «западной» внешностью, которые должны были играть разных иностранцев, неважно хороших или плохих. Поэтому часто на эти роли брали прибалтийских актеров, благо внешность у них подходила. И в первую очередь Донатаса Баниониса. Он по сути стал главным «иностранцем» советского кино. Единственный минус — сильный прибалтийский акцент. Практически нигде, кроме малюсенького эпизода в рязановском «Берегись автомобиля», где он сыграл пастора, покупавшего ворованный автомобиль на деньги прихожан, мы не слышим его собственный голос. Приходилось переозвучивать.

«Клетчатый» Донатас Банионис – главный иностранец советского кино

Но зато по-прибалтийски немногословный, красивый, несмотря на легкую полноту, малоэмоциональный и при этом обаятельный и умный. Сочетание неоднозначных, порой противоположных качеств, таких как молчаливость и редкое чувство юмора, приглянулось Андрею Тарковскому, снявшему его в главной роли в «Солярисе» (1972). Хотя «Солярис» и считается шедевром и советского и мирового кино, и Банионис сыгравший в нем вошел в мировую киноклассику, мне он гораздо интереснее в другом фильме. Клетчатым в «Приключениях принца Флоризеля». Мы после фильма сразу перекрестили своего директора школы в «Клетчатого». Где-то я прочел, что смешить и пугать зрителя, не скорчив ни одной гримасы, как делал это Клетчатый-Банионис это и есть высший актерский пилотаж.

Донатас Банионис и Она Конкулявичюте в молодости

Донатас Банионис и Она Конкулявичюте в молодости

По жизни Донатос Банионис был однолюбом. Любил и был верен своей жене – актрисе Она Конкулявичюте. И всегда был верен своему Драматическому театру Паневежиса, в котором работал с 1941 года. На сцене Паневежисского театра он сыграл более ста ролей, а когда в 1980 году возникла угроза существованию театра, Банионис взвалил на свои плечи весь груз проблем, включая хозяйственные, и стал главным режиссером, руководя родным театром в течение восьми лет. Уволился лишь 1 января 2001 года. И то по причине, введённой в Литве пенсионной реформы, согласно которой пенсионеры, продолжающие работать, должны либо уйти с работы, либо лишиться пенсии. Но в кино продолжал сниматься, причем российском. Умер 4 сентября 2014 года на 91-м году жизни.

Через четыре года в СМИ прошла информация о том, что Банионис в 1970-74 гг был агентом КГБ под кличкой «Бронюс». Ссылались на информацию «Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы». Якобы он предоставлял КГБ данные о литовских эмигрантах в США, а в 1974 году из агентурной сети был удалён, из-за того, что в этом году он был избран депутатом Верховного Совета Литовской ССР. История мутная: все предоставленные документы явственно смахивают на фальшивку.

«Клетчатый» Донатас Банионис – главный иностранец советского кино

Хотя не удивлюсь. Хоть Банионис вступил в КПСС в 36 лет, он всегда придерживался коммунистических взглядов. И в годы войны, когда это было смертельно опасно, и в советские времена, когда все были коммунистами и комсомольцами, и после объявления независимости Литвы, когда на коммунистов смотрели косо и враждебно.

Он всегда был консерватором в хорошем смысле слова. Всегда был верен. Жене, профессии, родному театру, убеждениям.

Источник