«Когда деревья были большими» — как из мелкого афериста стать человеком

Жил-был неплохой, но опустившийся человек – некто Кузьма Кузьмич Иорданов. Бывший слесарь высокого разряда, фронтовик. Но потом что-то пошло не так и он сделался маргиналом, тунеядцем и алкашом. Никому (кроме участкового милиционера!) вроде как не нужным отщепенцем.

Афиши фильма «Когда деревья были большими» (1961). Кинопоиск.ру.

Афиши фильма «Когда деревья были большими» (1961). Кинопоиск.ру.

Перебивается случайными заработками, живёт вне общества, тусуется со спекулянтами в кафешке. (Да, эти жулики «занимаются» книгами – это тоже примета советской жизни – спрос на печатное слово явно опережал предложение, и люди были готовы платить втридорога).

Но вернёмся к Иорданову, которого блестяще сыграл Юрий Никулин. В нём режиссёр Лев Кулиджанов разглядел великий драматический талант. Что за фильм? Перед нами шедевр начала 1960-х годов «Когда деревья были большими» (1961) – одна из самых значительных кинолент эры Оттепели.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими» (1961). Кино.Театр.ру.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими» (1961). Кино.Театр.ру.

Правда, её обсуждают в блогах гораздо реже, чем «Дело было в Пенькове» (1957) или «Весну на Заречной улице» (1956). Чем же пробавляется этот бывший пролетарий? Москва – большая и полна возможностей! Иорданов слоняется по мебельным и промтоварным магазинам, а затем помогает донести крупную покупку до дома. На выпивку хватает.

И вот судьба свела его с пожилой женщиной, купившей стиральную машину… Всё бы хорошо, но Иорданов роняет агрегат в лестничный пролёт, а затем калечится и сам. Что характерно, сердобольная баба-Настя (Екатерина Мазурова – она же бабуля Кости Иночкина из «Добро пожаловать…» (1964)) приходит навестить горе-помощника в больницу.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими» (1961). Кино.Театр.ру.

Между делом рассказывает, что в деревне Селиваново есть некая сирота, потерявшая родителей в младенческом возрасте и мечтающая о том, чтобы их найти. И вот у тунеядца появляется идея – выдать себя за отца той Наташи. Зачем?

Чтобы сесть к ней на шею, стать объектом заботы, тихо и при этом вполне сытно жить. К тому же милиция всё одно грозится выслать Иорданова из Москвы. Правда, со стороны кажется, что Иорданов решил начать новую жизнь в незнакомом месте. Ан нет – он мелкий аферист, прилипала.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими» (1961). Кино.Театр.ру.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими» (1961). Кино.Театр.ру.

И вот – Наташа (Инна Гулая), чистая и светлая девушка с типичными для той эпохи грёзами и смыслами. Глаза – озёра, свежесть восприятия, ощущение Будущего. Да, там развивается любовная линия той Наташи с Лёней (Леонид Куравлёв), но это фоновая тема.

Главное тут – взаимоотношения «папы» с «дочкой», безоговорочно поверившей в своё родство с вруном-Иордановым. Она даже уверена, что помнит его в детстве – когда деревья были большими! Что ж Иорданов? Становится приживалом в избе и – колхозе. Пьёт. Не работает.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими» (1961). Кино.Театр.ру. В роли председателя - Василий Шукшин.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими» (1961). Кино.Театр.ру. В роли председателя — Василий Шукшин.

Но дочь всё прощает и как сказала она Лёне: «А ты когда-нибудь жил один? Совсем один!» В этом вопросе – ответ, почему Наташа так любит «папу». К слову, в те годы было очень просто усыновлять детей, как это показано в детективе «Дело Румянцева» (1955) и столь же просто «найтись», объявив себя потерянным папой, братом, сыном и так далее.

Но вот в какой-то момент у Кузьмы Кузьмича просыпается совесть – он признаётся Наташе, чем он ей вовсе не отец, а проходимец. А вот тут она ему не верит! Потому что «помнит» или, точнее, хочет помнить. Человеческое восприятие таково, что оно достраивает всё и вся до нужных образов.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими» (1961). Кино.Театр.ру.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими» (1961). Кино.Театр.ру.

В финале мы понимаем, что Иорданов исправился, всё осознал, он будет работать по специальности – на моторо-тракторной станции, где нужны слесаря, и, судя по всему, у него скоро пойдут внуки – Наташа с Лёнькой-то расписались в сельсовете…

О чём этот фильм, кроме как о причудливых свойствах нашего сознания и – подсознания? О доброте и вере в Человека, о возможности встать на путь истинный, о том, что и падшие люди могут исправиться. Это – глубоко христианская тема, причем рассказанная в годы неистового богоборчества. И тем не менее…