Красивый ляп, который часто бывает в костюмных фильмах

Этот ляп я видела во многих фильмах, в том числе зарубежных, да и вообще он выглядит, как некое культурологическое обобщение из серии «…в 1960-х все девушки носили мини-юбку». Ибо не только мини, да и вообще только с 1964 года. Так о чём я? О ровно таком же утверждении.

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.

Постоянно читаю где-нибудь фразу: «В XVIII веке были популярны высокие причёски моделями фрегатов». На деле значительную часть того столетия, а вернее с 1720 по 1770-е, бытовала мода на маленькие причёски, а уж корабли-сады-клумбы – это конец 1770-х – начало 1780-х. И всё.

Конкретно причёска с кораблём называлась ‘a-la Belle Poule’. Её так назвали в честь известного фрегата ‘Belle Poule’ (прекрасная курочка!), победившего английский фрегат ‘Arethusa’ (Аретуза – нимфа-охотница из свиты Артемиды) в 1778 году.

Причёска с кораблём ‘a-la Belle Poule’ и её вариация - a-l Independance... Википедия.

Причёска с кораблём ‘a-la Belle Poule’ и её вариация — a-l Independance… Википедия.

Более того, актуальность убора ‘a-la Belle Poule’ держалась не более пары лет. Тем не менее, миф этот – насчёт причёсок-кораблей – живее всех живых. То ли потому, что подобные куафюры кажутся наиболее эффектными, то ли, потому что …хорошо запоминаются.

Поскольку мой блог посвящён советскому кино, то я приведу в качестве примера скриншоты кадров из фильма Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), снятого по мотивам неоконченного произведения Александра Пушкина.

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.

Киноработа Митты во многом театрально-условна, декоративна и требовать исторической достоверности нельзя. Однако люди чаще всего смотрят костюмные экранизации, как некую правдивую картину, где «всё так и было».

В сцене бала сразу несколько дам увенчаны куафюрами, точнее, париками «с фрегатами». Это наилучшим образом совпадает с образом тогдашней России – кораблестроительной державы, где Пётр I самолично строил флот – своими руками.

Здесь изображена свадьба Петра I  с Екатериной (Мартой Скавронской). Обратите внимание на дам - все с фонтанжами. / Википедия.

Здесь изображена свадьба Петра I с Екатериной (Мартой Скавронской). Обратите внимание на дам — все с фонтанжами. / Википедия.

Символически это прекрасно и оправдано. Вместе с тем, неверно с точки зрения подлинной истории костюма! В 1710-х, когда происходило действие пушкинской повести, равно как и ленты, в ходу были действительно высокие причёски, но совсем иной формы.

Все они назывались «фонтанж», хотя, к первоначальному фонтанжу уже не имели отношения. Ещё в 1680-х причёску случайно изобрела фаворитка Людовика XIV – юная Анжелика де Фонтанж (к Анжелике из романов Анн и Сержа Голон отношения не имеет!)…

На этих картинах русского художника Ивана Никитина изображены дамы в фонтанжах, причём на портрете справа - нечто среднее между фонтанжем и кокошником. / Википедия.

На этих картинах русского художника Ивана Никитина изображены дамы в фонтанжах, причём на портрете справа — нечто среднее между фонтанжем и кокошником. / Википедия.

Так вот мадемуазель де Фонтанж на охоте растрепала свои локоны и по-быстрому завязала их кружевами, сорванными с манжета. Получилась презанятная смесь локонов и кружев, которая неожиданно понравилась королю.

Наутро все придворные модницы явились с подобными «уборами». Ещё бы! Король отметил, а Людовик-Солнце был настоящим диктатором стиля. Постепенно причёска а-ля Фонтанж становилась всё выше и причудливее, туда вплетались нити драгоценностей, ленты, даже куски ткани.

Кадры из фильма «В начале славных дел» (1980). Скриншоты.

Кадры из фильма «В начале славных дел» (1980). Скриншоты.

А-ля Фонтанж мог быть высотой до 30 сантиметров. По сути, а-ля Фонтанж была первой дамской причёской, заимствованной в Париже, да и вообще — на Западе. Фонтанжи в России носили даже дольше, чем в Европе — до конца 1720-х годов.

Правильные головные уборы петровских времён, в частности, показаны в фильме Сергея Герасимова «В начале славных дел» (1980). Но, повторюсь, «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» — это не исторический документ, а, скорее, фантазия.