Не похожи на себя! Короли и царицы в советском кино

Портретное сходство с историческим прототипом желательно, однако, вовсе не обязательно. Тому пример – Генрих Мюллер, чья наружность, да и характер, оказались противоположны тому, что изобразил остроумный Леонид Броневой. Сегодня мы поговорим не просто о персонах, чьи лица запечатлены на портретах и фотографиях, но конкретно о королях, царях, императрицах, …о монархах. Я назову пять наиболее «непохожих» на себя государей и государынь, а вы, скорее всего, припомните ещё кого-нибудь. Единственный нюанс – я буду рассматривать лишь советские проекты.

Кадр из фильма «Д’ Артаньян и три мушкетёра» (1978). Скриншот.

Кадр из фильма «Д’ Артаньян и три мушкетёра» (1978). Скриншот.

1. Начну с самого известного из «непохожих» — с короля Франции Людовика XIII Справедливого в исполнении Олега Табакова. В телефильме «Д’ Артаньян и три мушкетёра» (1978). Мы видим симпатичного и – нелепо-глуповатого мужчину, склонного к фанфаронству. Королева поёт о нём: «Людовик мой глупец, но не обманешь кардинала». В реальности Людовик не был глупцом и смешным увальнем на престоле. Он отличался меланхолическим темпераментом и склонностью к уединению.

Портреты Людовика XIII в юности и в зрелые годы. Википедия.

Портреты Людовика XIII в юности и в зрелые годы. Википедия.

Его страстью была охота. Больше того, это он — автор Мерлезонского балета, описанного в романе и показанного в нашей телеверсии. Людовик создал музыку, либретто и нарисовал эскизы костюмов! Внешность короля также иная – он был худым брюнетом с характерным бурбонским носом. Табаков же – это славянская мягкость черт. Но для музыкально-развлекательного формата это – неплохо. Да! Королю в 1625 году было …24 года, а Олегу Павловичу …намного больше. Алиса Фрейндлих могла бы сойти за даму из рода Габсбургов, но и она старше Анны Австрийской.

Кадр из фильма  «Стакан воды» (1979). https://7days.ru/

Кадр из фильма «Стакан воды» (1979). https://7days.ru/

2. Если Табаков «упростил» своего Людовика, то Наталья Белохвостикова максимально усложнила королеву Анну Стюарт. В двухсерийном телефильме «Стакан воды» (1979) нам показывают изысканно-стройную, печальную и отрешённую красавицу, больше напоминающую сказочных королев или даже принцесс. Она вся полупрозрачная и …полуобморочная. Представить себе эту Анну, опустошающей блюдо за блюдом, невозможно. Анна Стюарт в указанный период страдала обжорством и лишним весом, что вызывало насмешки у памфлетистов из оппозиции.

Портреты Анны Стюарт. Википедия.

Портреты Анны Стюарт. Википедия.

Причина этого недуга – депрессия. Несчастная женщина потеряла всех своих детей – а у неё их было …семнадцать. Была неглупа, но невежественна, мало интересовалась литературой и другими интеллектуальными развлечениями – в фильме же мы наблюдаем и флейту, и книги, и желание какой-то новой прекрасной жизни. Королева действительно жила в полусне, но Белохвостикова показала совсем другую апатию – хрупкую и эстетически привлекательную, если это вообще возможно. Кроме того, актриса намного моложе Анны-1714.

Кадр из фильма  «Виват, гардемарины!» (1991). Скриншот.

Кадр из фильма «Виват, гардемарины!» (1991). Скриншот.

3. Табаков-Людовик чертовски мил, Белохвостикова-Анна – дивно-чарующа. Потому что мискаст может быть концептуально-интересным. Но не всегда. Неплохой (в других ролях) латышский актёр Паул Буткевич совершенно чудовищен в роли молодого и задорного, по-вольтеровски остроумного короля Фридриха II, а в нелепой мелодраме «Виват, гардемарины!» (1991) играет почему-то именно он. Я бы сказала, что Фридрих 1740-х более всего похож на …Костика из «Покровских ворот» (1982) – я имею в виду не наружность, а манеру держаться.

Портреты Фридриха II 1740-х годов. Слева - он ещё кронпринц. Справа - тот, каким был в момент встречи с юной Екатериной. Википедия.

Портреты Фридриха II 1740-х годов. Слева — он ещё кронпринц. Справа — тот, каким был в момент встречи с юной Екатериной. Википедия.

В «Гардемаринах-2» нам являют человека не сильно мудрого (там есть фраза Елизаветы, что «…это письмо не короля, но полицейского». Хорошо, что не полицая). С Фридрихом переписывался сам Вольтер, исключительно по-французски. Король, ставший впоследствии символом всего «народно-немецкого» вообще старался не употреблять родной ему Deutsch. Кроме этого, у киношного Фридриха зачем-то усы – он никогда их не носил, да и усики похожи на кайзеровские. Опять же, хорошо, что не как у Адольфа Г.

Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Скриншот.

Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Скриншот.

4. Бывает и так, что актёр играет не персонажа, но какую-то расхожую пародию на него. Допустим, великолепный Владислав Стржельчик целых пять раз играл царя Николая I, при том, что внешнее сходство на троечку, а смысловое – на единицу с минусом. Николая Павловича не жаловали в СССР – ему приписывали наихудшие черты, свойственные монарху-самодуру, но он был сложнее и — …трагичнее. Умнее! Василий Ливанов в «Звезде пленительного счастья» (1975) подошёл очень близко к реальному образу.

Николай I смолоду был очень хорош собой. Публикую эти нечасто публикуемые портреты. Сканы из журнала «Родина».

Николай I смолоду был очень хорош собой. Публикую эти нечасто публикуемые портреты. Сканы из журнала «Родина».

Стржельчик с размахом и со смаком играет пошляка-бонвивана и ловеласа, чрезвычайно узко мыслящего. Николай I не был пустоголовым фельдфебелем – он знал инженерное дело (вуз, называемый ныне Бауманкой, его «детище»), а если не писал стихов, как большинство дворян его эпохи, то создал все условия для развития гуманитарных знаний. Золотой Век русской поэзии почти полностью совпадает с николаевским правлением. Железная дорога, Пулковская обсерватория, первые сберегательные кассы (нынешний Сбербанк) – это тоже он.

Кадр из фильма «Михайло Ломоносов» (1986). Скриншот.
Кадры из фильма «Михайло Ломоносов» (1986). Скриншоты.

Кадр из фильма «Михайло Ломоносов» (1986). Скриншот.

5. Если Табаков полноват для своего Людовика, то стройная и даже худенькая Наталья Сайко никак не похожа на цесаревну, а затем и царицу Елизавету Петровну. Сериал «Михайло Ломоносов» (1986) – это шедевр, однако, тонкая и звонкая Елизавета – нечто странное. Это какая-то другая Елизавета (например, Тюдор). Дочь Петра Великого обладала высоким ростом и довольно рано сделалась …в меру упитанной. Как раз в духе рококо – тогда предпочитали округлость форм и пухлые ручки, а Лизанька слыла в Европе красавицей. Сайко — отнюдь не рококо.

Елизавета Петровна в юности и в молодые годы. Википедия.

Елизавета Петровна в юности и в молодые годы. Википедия.

Лизавета была умна и – ленива, грациозна и – полнотела, широка душой и – мстительна. Любила пожить и – поесть. В саге о Ломоносове мы видим женщину-пантеру, очень красивую, но …не Елизавету Петровну. Эти глаза на пол-лица и худые руки, сжимающие крест. Резкая. Елизавета в дворцовом перевороте была, скорее, ведомой – её и тут попытались изобразить нерешительной. Но как-то верится с трудом – волевые черты. Наверное, авторы решили, что полненькая героиня вряд ли впишется в концепцию фильма…

Zina Korzina (c)

  • А вы кого бы назвали?

Источник