Неоднозначная комедия, которую не приняли ни зрители, ни критики

Картина «Уходя — уходи» (1979) появилась благодаря трём Викторам: сценаристу Виктору Мережко, режиссёру Виктору Трегубовичу, актёру Виктору Павлову. И хотя в процессе работы кинематографисты были уверены, что у фильма будет счастливая судьба, оказалось, что комедия пришлась не ко двору.

Кадр из фильма «Уходя — уходи»

Кадр из фильма «Уходя — уходи»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Как случается нередко, лента «Уходя — уходи» родилась из литературного произведения. В конце семидесятых писатель Леонид Треер написал юмористическую повесть «Из жизни Дмитрия Сулина». Прочитав её, режиссёр Виктор Трегубович загорелся идеей экранизации. Ему понравился и главный герой, и сама истории. А ещё его привлекла сибирская атмосфера:

Леонид Треер был сибиряком и в повести колоритно описал хорошо знакомую ему жизнь. Сибиряком был и Виктор Трегубович, так что повесть Треера ему была близка вдвойне.

Но тут была небольшая загвоздка: Треер не умел писать сценарии. И тогда возникла кандидатура Виктора Мережко, сценариста, зарекомендовавшего себя знатоком истинного русского, подлинного деревенского быта. По сценариям Мережко уже сняли несколько фильмов, среди которых был хит «Здравствуй и прощай» (1972). Стремительно набирала популярность и новая картина «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978), поэтому вполне логичной выглядела мысль поручить Мережко переделать повесть в сценарий. Правда, сюжет пришлось скорректировать, чтобы он получился более динамичным, но в итоге сценарий сложился довольно быстро: Мережко меньше через пару недель уже отправил его на «Уходя — уходи». Главную роль он мысленно предназначал конкретному актёру, но пока хранил это в секрете. Трегубовичу версия Мережко понравилась, сценарий утвердили и начали подбирать актёров.

Кадр из фильма. Виктор Павлов

Кадр из фильма. Виктор Павлов

Режиссёр Виктор Трегубович сразу сделал ставку на центрального персонажа, неловкого, скромного бухгалтера Дмитрия Сулина. Ему нужен был исполнитель, который с лёгкостью бы вжился в образ странноватого мужчины, вокруг которого вертится всё действие. И эту роль режиссёр предложил Виктору Павлову.

Фото со съёмок. Виктор Павлов

Фото со съёмок. Виктор Павлов

Артист был хорошо известен зрителям, он снимался много, но вот главные роли у него случались крайне редко. Собственно, именно Трегубович разглядел в молодом Викторе Павлове острохарактерного актёра, когда в 1965 году доверил ему главную роль в драме «На войне как на войне». И самое интересное, что

Виктор Мережко тоже хотел, чтобы Сулина играл Павлов, с которым он был знаком по работе в мелодраме «Здравствуй и прощай».

Таким образом, главный герой был найден.

Второго персонажа, Семёна Семёновича, начальника Сулина, на площадку тоже привёл Мережко. Он предложил Трегубовичу посмотреть на Николая Рыбникова, слава которого в семидесятые сильно пошла на убыль.

Кадр из фильма. Николай Рыбников

Кадр из фильма. Николай Рыбников

Актёр, ставший символом кино в пятидесятые-шестидесятые, в это время перебивался второстепенными ролями и концертами, страдал от невостребованности и с удовольствием согласился на работу.

Трегубович предложение Мережко принял, Рыбникова утвердили.

Фото со съёмок. Виктор Павлов и Николай Рыбников

Фото со съёмок. Виктор Павлов и Николай Рыбников

И ещё одна исполнительница стала эдакой протеже сценариста: Наталья Гундарева сыграла в «Уходя — уходи» роль Любы, случайно знакомой Дмитрия Сулина. Роль была второстепенная, но Гундарева согласилась без колебаний.

Актриса считала Виктора Мережко своим первооткрывателем, ведь именно в его фильме, всё том же «Здравствуй и прощай» она сыграла фактически дебютную роль и моментально стала любимицей зрителей.

Кадр из фильма. Наталья Гундарева

Кадр из фильма. Наталья Гундарева

Со сценаристом она дружила до последних дней и всегда соглашалась на сотрудничество с ним.

А вот другая актриса не смогла отказать Виктору Трегубовичу, хотя на экране ей предстояло появиться в неопрятном и откровенно непривлекательном виде. Это была Людмила Гурченко, ставшая в ленте женой Сулина Алисой.

Фото со съёмок. Людмиоа Гурченко и Виктор Павлов

Фото со съёмок. Людмиоа Гурченко и Виктор Павлов

В своё время Трегубович вытащил Гурченко из забвения, дав ей возрастную роль в драме «Старые стены» (1973). Людмила Гурченко после «Карнавальной ночи» (1956) надолго застряла в амплуа легкомысленной опереточной актрисы, режиссёры не хотела давать ей серьёзные роли и всё чаще она играла роли второго и третьего плана. Меж тем,

актриса становилась старше, юных красавиц играть уже не могла, а драматические образы ей не доверяли.

Благодаря «Старым стенам» кинематографисты увидели, что Гурченко способна на глубокие, солидные, характерные роли, и её популярность вновь начала возрастать. И за это нужно было благодарить Виктора Трегубовича.

Кадр из фильма. Николай Рыбников и Людмила Гурченко

Кадр из фильма. Николай Рыбников и Людмила Гурченко

Ну а дочку четы Сулиных Свету изобразила самая любимая актриса режиссёра — его дочь Марина. Марина Трегубович снял в шести своих фильмах, но позже девушка предпочла музыкальную, а не артистическую карьеру.

Фото со съёмок. Виктор Трегубович и Марина Трегубович

Фото со съёмок. Виктор Трегубович и Марина Трегубович

Также в «Уходя — уходи» появились Наталья Андрейченко (пухлощекая и совсем неузнаваемая), Фёдор ОдиноковОлег Кононов (органично озвученный Александром Демьяненко), Игорь Дмитриев в крошечной роли спекулянта, предлагающего Сулина на толкучке пикантный роман «Декамерон».

Кадр из фильма. Наталья Андрейченко

Кадр из фильма. Наталья Андрейченко

Смонтированный фильм, который самому режиссёру очень нравился, представили худсовету. И тут Трегубовича ждало первое разочарование:

цензоры сочли, что на экране слишком много сцен с алкоголем и аморальности, поэтому картину предложили запретить.

Пришлось часть эпизодов сократить, но зато ленту выпустили на тв. После показа на режиссёра посыпались жалобы от зрителей, решивших, что герои фильма показаны неприглядно, некрасиво, примитивно, вульгарно. Это был провал: комедия (хотя тут речь скорей идёт о трагикомедии), которую с таком любовью делали Мережко и Трегубович, оказалась неинтересной и ненужной. Авторам пришлось пережить немало неприятных ситуаций, но оба не сломались и продолжили работу.

А как вы считаете, «Уходя — уходи» — это всё же удачная или провальная картина?

Источник