Незаслуженно забытый роман советского писателя-фантаста Георгия Мартынова

Творческая судьба известного советского писателя-фантаста Георгия Мартынова оказалась очень сложной. По мнению литературной критики 50-60 гг., Георгий Сергеевич вошел в литературу слишком поздно, поэтому он был заслонен мощной фигурой великого Ивана Ефремова.

Действительно, свой первый и главный роман «Гость из бездны» железнодорожник, фронтовик Георгий Мартынов начал писать в 1951 году, когда ему исполнилось 45 лет. Литературоведы А. Балабуха и А. Бритиков были уверены, что, закончи Мартынов свой magnum opus в 50-е годы, книга стала бы литературным событием общесоюзного масштаба, встала бы в один ряд с «Туманностью Андромеды».

Георгий Мартынов. Фото: общественное достояние.

Георгий Мартынов. Фото: общественное достояние.

Однако, Мартынов написал «Гостя из бездны» лишь до половины, переключившись на фантастический роман о путешествии на Марс «Мир угасшей жизни».

В 1955 году «Мир угасшей жизни» был издан, став первым опубликованным произведением 49-летнего на тот момент писателя.

К работе над «Гостем из бездны» Мартынов вернулся лишь в 1960 году, через 9 лет после написания первых глав. Книгу Георгий Сергеевич закончил довольно быстро, за один год. В 1961 году «Гость из бездны» наконец-то вышел отдельным изданием и появился на прилавках магазинов.

К тому моменту Мартынов уже был достаточно популярным советским фантастом, автором нескольких романов и повестей, включая чрезвычайно популярную дилогию «Каллисто» и «Каллистяне» о прибытии на Землю посланцев с Сириуса.

Однако, именно «Гостя из бездны» Георгий Сергеевич считал главной книгой своей жизни и рассчитывал, что читатели встретят роман хорошо.

Сюжет романа

Главный герой «Гостя из бездны» — советский дипломат Дмитрий Александрович Волгин. Ему 39 лет, он вдовец, фронтовик. Во время пребывания в Париже Волгин умирает от неизлечимой болезни. Тело дипломата помещают в свинцовый гроб и готовят к отправке. Однако, в морге происходит пожар, «саркофаг» запаивается и родственники решают похоронить Волгина прямо в нем.

Проходит восемнадцать веков. Археологи будущего обнаруживают «саркофаг» с Волгиным. Благодаря воздействию свинца и отсутствию микроорганизмов тело мужчины прекрасно сохранилось, и ученые решают воскресить этого человека.

Медики проводят сложнейший эксперимент, в результате которого Волгин оживает. После реабилитации на острове Кипр, дипломат возвращается в родной Ленинград и начинает знакомиться с обществом будущего.

Мир, описанный Мартыновым — это классическая коммунистическая утопия. Однако, вхождение Волгина в новую действительность происходит с огромным трудом. Несмотря на заботу и уважение со стороны потомков, Волгин ощущает себя чужаком. Люди будущего находятся на принципиально иной ступени развития и в умственном, и в физическом, и, самое главное, в моральном смысле.

Волгин начинает тосковать по своему, утраченному миру, по своей жене, по послевоенному Ленинграду.

Между тем, на Землю возвращается из экспедиции космолет «Ленин», отправленный в созвездие Лебедя в середине XXI века. Для команды космолета путешествие длилось восемь лет, тогда как на Земле прошла бездна столетий.

Суперобложка первого издания "Гостя из бездны". Л.: Лениздат, 1962 г.

Суперобложка первого издания «Гостя из бездны». Л.: Лениздат, 1962 г.

Дмитрий желает во что бы то ни стало познакомиться с экипажем «Ленина» — ведь люди XXI века оказались примерно в такой же ситуации, как и он. Встреча происходит в Сахаре, превратившейся в цветущую, густонаселенную страну. Общение с людьми из XXI века проходит успешно, его чувство одиночества притупляется. У Дмитрия Александровича даже завязываются отношения с космонавткой Марией.

Волгин впервые в жизни летит в далекий космос, но, во время операции по уничтожению астероидного пояса, его корабль терпит катастрофу. Дмитрия Александровича спасают, но полученные им травмы настолько серьезны, что даже медицина будущего бессильна. Консилиум врачей решает заморозить Волгина на тысячу лет — возможно, в столь отдаленном будущем научатся лечить столь серьезные повреждения.

Волгин соглашается на процедуру. Роман завершается тем, что Дмитрий ложится в саркофаг и люди будущего подают усыпляющий газ.

Будущее по Мартынову

Главная особенность романа «Гость из бездны» — изображение коммунистической эры XXXVIII века. Человечеством руководит Совет науки и техники. Стран больше не существует, все люди живут в единой общности и говорят на языке, похожем на русский.

В мире будущего широко используются голограммы, антигравитационные транспортные средства, биотехнические роботы-уборщики.

Каждому человеку от рождения присваивается личный номер, позволяющий отслеживать все его передвижения и действия. В Балтийском море построена станция контроля за погодой, которая создает мягкий, теплый и стабильный климат на всей поверхности Земли.

Солнечная система полностью освоена. На Марс может полететь любой желающий — дорога займет 16 часов. Венера терраформирована, ядовитые облака разогнаны, создана пригодная для жизни атмосфера. На Плутоне построен космодром землян.

На Марсе расположен город Фаэтонград, накрытый огромным куполом. В городе живет примерно 40 тыс. человек.

Георгию Мартынову удалось описать мир будущего невероятно живо и ярко — кажется, что он сам там побывал. Многие придуманные писателем технические приборы (например, роботы-пылесосы) — стали реальностью уже в наше время.

Однако, «Гость из бездны», несмотря на свою многослойность и сложность, это, прежде всего, роман об одиночестве. Дмитрий Волгин не нашел себя в мире будущего, да и не мог найти. Ведь каждому человеку, как частичке сложной мозаики, положено его собственное место, его собственная ячейка. Неслучайно Волгин тоскует о послевоенном Ленинграде, о, наверное, самом тяжелом и скорбном времени в истории своей страны. Но, несмотря ни на что — это его время, там он чувствовал себя самим собой, там он был счастлив.

Мартынов как бы говорит читателям — ищите и находите что-то хорошее в своем времени, но, при этом, делайте все, чтобы когда-то наступило то самое светлое и прекрасное Будущее.

Источник