Почему очень талантливый и непредсказуемый актер Леонид Дьячков свел счеты с жизнь

25 октября 1995 года Леонид Дьячков шагнул вниз со своего балкона с четвертого этажа. На листке, оставленном на рабочем столе, он написал: «Я всё сделал, пора…».

Леонид Дьячков у массового кинозрителя не пользовался огромной популярностью, но его знали. Его герои на экране — это, в основном, люди интеллигентные, со сложными судьбами, да и сам актер производил впечатление не очень многословного человека, «мрачного, у которого все внутри, подводная часть айсберга».

Фото из открытых источников.

Фото из открытых источников.

Сыграв главную роль в социальной драме «Принимаю бой» (1963-1965)режиссёра Сергея Микаэляна, он стал очень популярен у режиссеров. Его любили снимать лучшие режиссеры, и Леонид с с удовольствием брался за разноплановые роли.

У Ларисы Шепитько Дьячков снимался в фильмах «Крылья» (летчик) и «Ты и я (нейрохирург)», у Петра Тодоровского –в «Фокуснике» и «Городском романсе», у Элема Климова «Похождения зубного врача», у Александра Митты «Гори, гори моя звезда».

«Гори, гори моя звезда». Фото из открытых источников.

«Гори, гори моя звезда». Фото из открытых источников.

Еще его любило начальство за воплощение на экране думающего, ищущего, дельного парня – советский образ 70-х годов, который он, к примеру, тонко воплотил в фильме «Премия».

Когда Леониду было чуть больше сорока лет, он получил звание Народного артиста РСФСР.

Театр

Сразу после окончания ЛГИТМиК Леонид Дьячков попал в театр им. Ленсовета, возглавляемым талантливым Игорем Владимировым и где блистала его муза Алиса Фрейндлих.

В 60-х годах театр казался одним из самых прогрессивных. Молодому талантливому артисту сразу доверили главные роли в пьесах Зорина и Арбузова. «Мой бедный Марат» до сих пор помнят старейшие театралы Питера, да и страны — спектакль показывали по телевидению. Или спектакль «Человек со стороны», где Дьячков сыграл Алексея Чешкова — героя своего времени.

«Мой бедный Марат". Фото из открытых источников.

«Мой бедный Марат». Фото из открытых источников.

Но с годами «думающий» актер стал тяготеть к классическому репертуару, к сложным и мрачным персонажам. Он заинтересовался режиссурой и в 1971 году поставил «Преступление и наказание», где сыграл Раскольникова. Репетировал «Отелло» и «Живой труп».

Но постоянные зрители на «Преступление и наказание» не шли, спектакль никак не вписывался в репертуар театра, а шли на спектакли – праздник — «Укрощение строптивой», «Трубадур и его друзья».

Главный режиссер театра сформировал своего зрителя, нацеленного на зрелищные спектакли, а Дьячков мечтал о серьезном репертуаре. Возник конфликт.

Актер, вместо того, чтобы покинуть театр как это сделали в свое время ряд прославленных актеров — Георгий Жженов, Алексей Петренко, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, в котором проработал больше двадцати лет, пошел против системы.

Ситуация — Дон Кихот и ветряные мельницы. И еще сыграла роль излишняя самоуверенность актера.

Он начал ходить по инстанциям управления Министерства культуры, предлагая на место Владимирова… себя, Леонида Дьячкова. Актер мечтал изменить любимый театр, сделать репертуар более глубоким и драматическим.

Но силы были не равны. Владимиров ответил очень жестко на его «доносы»: на худсовете театра Дьячкова, который с блеском исполнил в театре несколько десятков ролей, признали профнепригодным и уволили.
На прощание актер бросил фразу: «Я актер голливудского масштаба, а тут у вас…».

Так в 1984 году, в расцвете сил Леонид Дьячков стал невостребованным – ни один питерский театр не брал актера на работу. Академический театр драмы имени Пушкина (Александринский театр) взял Дьячкова только спустя четыре года после всей этой некрасивой истории. Театр пребывал в состоянии глубокого кризиса, но тем не менее для актера была работа.

В кино также интерес к Дьячкову пропал, он стал играть лишь роли второго плана. Да и фильмы нормальные, «не чернушные » тогда практически не снимали. Последний раз актер снялся в приключенческой ленте «Аляска Кид» и драме «Чёрный аист» (1993 год).

Личная жизнь

Госпожа Неудача преследовала Леонида и в личной жизни.

С первой женой – актрисой Еленой Марковой Леонид познакомился в театральном институте. Поженились на последнем курсе. Она его очень любила, перешла ради него в театр Ленсовета. У пары родилось двое сыновей — Филипп (1962) и Степан (1975).

Елена Маркова и Леонид Дьячков. Фото из открытых источников.

Елена Маркова и Леонид Дьячков. Фото из открытых источников.

Елена Маркова. Фото из открытых источников.

Елена Маркова. Фото из открытых источников.

Позже начались недопонимания, и в 1980 году они развелись. Через шесть лет разбился в автокатастрофе старший сын – одаренный и красивый юноша. Филипп окончил театральный институт с красным дипломом, подавал большие надежды. Леонид Дьячков очень болезненно перенес развод с женой и смерть сына.

Потом случилась еще одна беда — в 1987 в театре на актера упала балка, врачи диагностировали сотрясение, позже оно спровоцировав опухоль головного мозга.

Актриса БДТ Инна Варшавская стала второй женой Леонида Дьячкова. Официально свой брак они не регистрировали. Она умерла от рака спустя несколько лет их совместной жизни.

Инна Варшавская. Фото из открытых источников.

Инна Варшавская. Фото из открытых источников.

После всех ударов судьбы актер замкнулся, ушел в себя, стал писать картины и пьесы, которые никто никогда не поставит… Осмысляя собственную историю, он издал мемуары под названием «Внутренний монолог актера на социальные роли».

Третьей избранницей Леонида стала художник по костюмам Татьяна Томошевская.

Татьяна Томошевская.  Фото из открытых источников.

Татьяна Томошевская. Фото из открытых источников.

Она очень гордилась талантами мужа и с горечью осознавала, как его недооценивают в звездных кругах. Уже будучи с ней в браке, Дьячков в Театре эстрады поставил спектакли «Не доверяй судьбу белой ночи», «Людоед». Спонсором спектаклей выступил его брат Илья.

Даже спустя несколько лет, Леонид Дьячков все никак не мог «отпустить» ситуацию – конфликт с Владимировым. «Он анализировал ее часами, вслух проговаривая перед третьей женой. Доказывая свою правоту хотя бы ей».

Актер впал в депрессию и подолгу не вылезал из больниц — лежал
в психиатрической клинике, затем последовал год лечения в Мариинской больнице.
И хотя Леонид был верующим, вера не спасала его от депрессии.

Невостребованность в профессии, проблемы со здоровьем привели его к безысходности, он постоянно переосмыслял прожитые годы, задаваясь вопросом: «Почему же его жизнь пошла под откос?»

Вечером 24-го октября Леонид смотрел фильм «Ты и я», где он молод и красив, и в котором его героя жизненные обстоятельства поставили перед перед выбором — жить или не жить…

А на следующее утро Леонид Дьячков шагнул в небытие, выбрав второе.

Было ему 56 лет.

Фото из открытых источников.

Фото из открытых источников.

Вот и еще одного талантливого и светлого человека вспомнили, внесшего большой вклад в развитие советского кинематографа и театра. И остался в памяти зрителей.

P. S. Буду благодарна за лайки, если понравилась статья!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы получать интересные публикации.

И до новых встреч!

Источник