Почему весёлая музыкальная кинокомедия «Пока безумствует мечта» с великими советскими актёрами 10 лет пролежала «на полке»

У этого фильма, который Николай Караченцов любил даже больше, чем «Человек с бульвара Капуцинов», была трудная судьба. Хотя, по мнению критиков, он мог бы иметь не меньший успех, чем знаменитый фильм Аллы Суриковой. Если бы кинопрокат музыкальной кинокомедии состоялся ещё тогда, в 1978 году, когда фильм был завершён.

Но советские зрители увидели его лишь в 1988 году, когда все наши кинотеатры были заполнены лучшими зарубежными картинами. Поэтому его показ прошёл почти незаметно.

А между тем в комедии удачно сложились все необходимые составляющие для успеха. Это захватывающий сюжет, неплохая режиссура, прекрасная операторская работа и великолепный набор актёров.

Но добраться до зрителей в конце 70-х годов фильму так и не удалось. И причина была лишь одна: скандальное выдворение из СССР автора сценария, известного советского писателя и драматурга Василия Аксёнова.

Сегодня многие историки почему-то называют его отъезд в США в 1980 году эмиграцией, но на самом деле это было настоящее выдворение с лишением советского гражданства. Хотя сам Аксёнов был не против навсегда уехать из СССР.

Удивительно было другое. Василий Аксёнов стал опальным почти сразу после завершения хрущевской оттепели в конце 60-х годов. Его перестали издавать в Советском Союзе, изгнали из Союза писателей, и он был вынужден свои произведения отправлять заграницу, где его книги имели успех. Так почему же режиссёру фильма Юрию Горковенко уже в конце 70-х разрешили снять фильм по его сценарию?

Оказалось, что для этого не было формальный препятствий, так как сценарий был утверждён ещё в 1966 году и более десяти лет пролежал в запасниках «Мосфильма». Режиссёры за него не брались, так как снять его было непросто. В нём слишком много сцен в воздухе с участием старинных самолётов. Но кое-кто понимал и риски с авторством.

И вот в 1977 году за этот непростой сценарий взялся 36-летний режиссёр киностудии «Мосфильм» Юрий Горковенко. И фильм, с моей точки зрения, ему вполне удался. Для съёмок некоторых эпизодов ему даже предоставили настоящую аэродинамическую трубу в одном из НИИ. В итоге фильм получился динамичным, интересным и зрелищным.

К тому же с точки зрения цензуры к картине придраться тоже было сложно. Весёлый и захватывающий сюжет был даже более безобидным для властей, чем «Зелёный фургон» или «Достояние республики». Но чиновники были неумолимы. Автор сценария оказался слишком опальной личностью.

У этого фильма, который Николай Караченцов любил даже больше, чем «Человек с бульвара Капуцинов», была трудная судьба.-2

Фильм было жалко, поэтому руководство киностудии предложило свой выход. Мол, давайте вообще забудем, что этот сценарий написал Аксёнов. А сценаристом в титрах запишем вымышленное лицо. Но в отделе культуры ЦК рассудили, что в таком случае на Западе поднимется обличительный «вой», что в СССР власти занимаются воровством чужих произведений по политическим мотивам. И это тоже было правдой. Никто не сомневался, что именно так бы всё и было.

В итоге фильм сразу попал на полку. Даже без закрытого показа на киностудии. Больше других переживал Караченцов, которые смог посмотреть готовый фильм целиком только через десять лет, в 1988 году, когда картина была реабилитирована. А через два года, в 1990 году, Аксёнову вернули советское гражданство. Правда, ненадолго, так как ещё через год советской страны не стало.

У этого фильма, который Николай Караченцов любил даже больше, чем «Человек с бульвара Капуцинов», была трудная судьба.-3

Помимо Николая Караченцова, в комедии снимались замечательные советские актёры: Леонид Куравлёв, Эммануил Виторган, Михаил Боярский, Олег Анофриев, Николай Гринько, Ролан Быков, Виктор Павлов, Владимир Басов, Евгений Стеблов, Иван Рыжов, Любовь Соколова, Римма Маркова, Людмила Шагалова, Николай Парфёнов, Сергей Никоненко и другие. Можно смело сказать, что в конце 70-х годов этот фильм был рекордсменом по количеству участвующих в нём советских кинозвёзд.