Правдивый советский фильм, намекнувший на неизбежный развал СССР, с последней ролью Анатолия Солоницына

Конец брежневской эпохи — время, в котором все чаще появлялись произведения искусства, так или иначе, рассуждающие на тему неизбежного краха Советского Союза. Не остался в стороне и кинематограф, каждый год выдаваший по несколько картин, наглядно демонстрирующих систематические проблемы государства и общества. Один из таких фильмов вышел на экраны в 1982 году.

Источник: kinopoisk.ru

Источник: kinopoisk.ru

К началу 1980-х мощный творческий тандем режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе был хорошо известен зрителям, не боявшимся смотреть остросоциальные драмы. К этому моменту дуэт уже наваял картины «Слово для защиты», «Поворот» и «Охота на лис», и каждая из них задавала серьезные вопросы публике. Останавливаться Вадим и Александр не собирались и следом приступили к новым съемкам на «Мосфильме». Правда, возникла заминка с актерами.

Абдрашитов видел в главной роли только Олега Борисова («Женитьба»), но артист недавно со скандалом покинул картину «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», не сумев сойтись во взглядах с постановщиком Александром Зархи. Руководство «Мосфильма» велело не брать Борисова на работу в течение двух лет, но Абдрашитов был настойчив и после уговоров убедил-таки директора киностудии Николая Сизова, что без Олега ничего снять не получится. В довесок к Борисову режиссер получил Анатолия Солоницына («Сталкер»), Михаила Глузского («На войне как на войне») и Нину Русланову («Тени исчезают в полдень»). За музыку, как обычно, отвечал великий Эдуард Артемьев.

Источник: kinopoisk.ru

Источник: kinopoisk.ru

Ночь. В полной темноте навстречу пассажирскому составу мчится сцепка из нескольких грузовых платформ с ближайшей станции. Машинист Тимонин приказывает помощнику прыгать, а сам экстренно тормозит, но погибает от сильного удара. Никто из пассажировал не пострадал.

Вскоре для расследования инцидента в городок приезжает сотрудник прокуратуры Ермаков. В гостинице его селят в один номер с журналистом Малининым, ехавшим в том самом злосчастном поезде. Дотошный Ермаков сразу узнает причину катастрофы: сцепщик Пантелеев положил под колеса платформ не два башмака, как должно быть по инструкции, а один. Перепуганный Пантелеев попадает в больницу, где умирает. Глядя на происходящие события, общественность во главе с вдовой машиниста восстает против Ермакова, призывая его завершить расследование

— Один! Всю жизнь один! Никогда второго не ставил! С тридцать четвертого года! И сменщик не ставил! И другой не ставил! Никто и никогда! Мало ли? что они там в инструкциях пишут! А если по инструкции, вообще дорогу закрыть надо!

Кадр из фильма Остановился поезд. Источник: kinopoisk.ru

Кадр из фильма Остановился поезд. Источник: kinopoisk.ru

Производственная драма с красноречивым названием «Остановился поезд», по сути, стала одной большой метафорой. Нетрудно догадаться, что авторы здесь намекают на системный кризис, настигший «поезд социализма», забуксовавший на пути к «светлому будущему». И беспорядок царит не в одном отдельно взятом депо, а во всей вертикали. Не зря ведь даже председатель горисполкома в исполнении Нины Руслановой прямым текстом говорит Ермакову, что пора бы уже прекратить «копать». «Лучше от этого уже никому не будет» — мысль, которая красной нитью проходит через весь фильм.

Удивительно, как Абдрашитов и Миндадзе научились вплетать в диалоги хлесткие реплики, умело пряча их от глаз цензоров. Особенно хорошо это видно в разговорах Ермакова с журналистом Малининым, где нет-нет, да и проскользнет что-нибудь эдакое. «Мы-то сажали, а вы — доносили», — парирует выпад журналиста Ермаков, намекая на то, что однозначно положительных персонажей тут нет, и быть не может. Или его же фраза про ребенка: «Мы с женой хотели в детдоме взять, так и там очередь — тоже дефицит». Сарказм по отношению к системе очевиден.

— Да, выпустил я эту машину. Подписал, не глядя. У меня в тот день три дополнительных поезда, как снег на голову… Да, есть инструкция. Но, если ты не вчера с луны свалился, то отлично знаешь, что на инструкции далеко не уедешь…

Кадр из фильма Остановился поезд. Источник: kinopoisk.ru

Кадр из фильма Остановился поезд. Источник: kinopoisk.ru

Однако, язык не поворачивается назвать «Остановился поезд» лучшей картиной Абдрашитова. Фильм проигрывает и «Охоте на лис», и, тем более, «Повороту». Если в первом была хорошая актерская игра Владимира Гостюхина, а во втором — блестящий дуэт Янковский-Купченко, то в «Остановился поезд» можно отметить, разве что, эпизодическое появление Нины Руслановой. Борисов и Солоницын выглядят слишком «ровно», а их персонажи к финалу никоим образом не меняются: характеры остаются прежними. Правда, винить в этом стоит не столько актеров, сколько сценарий: сюжету явно не хватает изобретательности. На символизме и метафорах, хоть и остросоциальных, далеко не уедешь.

Кстати, можно сказать, что при Брежневе картине выйти не дали. Сначала ее положили на полку, и только с усилением влияния Андропова выпустили в прокат в 1982 году, где, по официальным данным, ее увидело 6 миллионов человек. Общесоюзная премьера состоялась уже после смерти Анатолия Солоницына, ушедшего из жизни из-за болезни, терзавшей его еще во время съемок фильма. Роль в драме «Остановился поезд» стала последней в карьере великолепного актера.

Оценка CinemaTravel: 6/10

Источник