Провальный фильм Владимира Басова, в котором снялись 8 актёрских династий

В интервью журналу «Советский экран» Владимир Басов сказал, что

работа над фильмом «Время и семья Конвей» (1984) для него была истинным счастьем. Но критики и зрители встретили картину, которая стала для Владимира Басова предпоследней, с прохладцей и в прокате она прошла слабо.

Но пока шли съёмки, режиссёр наслаждался: он вновь занялся экранизацией Джона Пристли, английского драматурга, вновь пригласил композитора Вениамина Баснера, с которым был знаком уже не один десяток лет, и приготовил для зрителей интригующий сюрприз в виде главных актёров.

Кадр из фильма «Время и семья Конвей»

Кадр из фильма «Время и семья Конвей»

Драматург Пристли принёс режиссёру Владимиру Басову удачу в начале семидесятых. Тогда он экранизировал пьесу «Опасный поворот» (1972) и фильм тут же стал популярным. Спустя десятилетие Басов опять взялся за экранизацию Пристли, выбрав «Время и семья Конвей», которую счёл лучшей и типичной для драматурга.

Басову, выступившему здесь и в качестве сценариста, захотелось показать, как время подчиняет себе людей, не желающих брать на себя ответственность, как ломает их жизни и лишает счастья.

А основной идеей ленты была мысль о том, что нужно жить по совести, помнить о будущем и самому строить судьбу.

Первой актрисой, которая попала на площадку, стала Руфина Нифонтова, давняя знакомая Владимира Басова, которая снялась у него всё в том же «Опасном повороте». Нифонтовой режиссёр доверил центральную роль — миссис Конвей, основательницы семейства, матери четырёх дочерей и двух сыновей и хранительнице дома. А потом режиссёр придумал очень интересный ход.

Фото со съёмок. Евгений Леонов

Фото со съёмок. Евгений Леонов

Фото со съёмок. Олег Табаков

Фото со съёмок. Олег Табаков

По сюжету действие происходит в двух временах.

Сначала герои встречаются после окончания Первой мировой войны, второй раз зритель видит их же, но уже спустя двадцать лет, накануне Второй мировой.

В первой части персонажи юны, одухотворены, они ждут от мира открытий, мечтают, каким будет их будущее, и готовятся к жизни, полной ярких событий. Но когда годы уже прожиты, а половина жизни осталась позади, выясняется, что

члены семьи Конвей и их друзья отнюдь не преуспели, мечты так и остались мечтами, а впереди лишь мрак и возможная бедность.

Фото со съёмок. Андрей Леонов, Игорь Янковский, Владимир басов-Младший

Фото со съёмок. Андрей Леонов, Игорь Янковский, Владимир басов-Младший

Роли повзрослевших героев сыграли настоящие знаменитости и любимцы зрителей: Ирина Скобцева и Маргарита ВолодинаМарианна Стриженова и Инга БудкевичОлег Табаков и Евгений ЛеоновРостислав Янковский и сам Владимир Басов.

Фото со съёмок. Марианна Стриженова

Фото со съёмок. Марианна Стриженова

Им всем нужны были своего рода экранные двойники — актёры, показавшие бы тех же персонажей в молодости.

Фото со съёмок. Владимир Басов и Евгений Леонов

Фото со съёмок. Владимир Басов и Евгений Леонов

Был вариант омолодить исполнителей с помощью грима, но от него Басов отказался сразу, поскольку выглядело бы это фальшиво. Попробовав несколько артистов и поняв, что дело не ладится, он нашёл необычное решение: на роли юных героев позвал детей кинозвёзд.

Фото со съёмок. Инга Будкевич и Владимир Басов

Фото со съёмок. Инга Будкевич и Владимир Басов

И, кажется, больше ни в каком другом советском фильме на экране не появилось сразу столько семейных дуэтов.

Молодыми Конвей и друзьями дома стали Алёна Бондарчук и Мария Володина, Наталья Стриженова и Вероника ИзотоваАнтон Табаков и Андрей Леонов, Игорь Янковский и Владимир Басов-младший. Алёна Бондарчук, Наталья Стриженова и Мария Володина были тогда совсем неопытными начинающими артистками, а некоторые другие звёздные наследники, например, Антон Табаков, Владимир Басов-младший и Вероника Изотова, уже имели обширную фильмографию. Но это не помешало молодым людям подружиться и сыграть ладно. К ним, кстати, присоединилась Ирина Шмелёва, ещё одна молодая и пока не слишком известная актриса, которая станет одним из символов постперестроечного кино. Ирине досталась роль Кэрол, самой молодой дочери миссис Конвей, любимицы семьи, которая внезапно уйдёт из жизни и на второй встрече будет присутствовать лишь как прелестное воспоминание из юности.

Фото со съёмок. Алёна Бондарчук, Руфина Нифонтова, Наталья Стриженова, Андрей Леонов, Ирина Шмелёва, Мария Володина, Вероника Изотова

Фото со съёмок. Алёна Бондарчук, Руфина Нифонтова, Наталья Стриженова, Андрей Леонов, Ирина Шмелёва, Мария Володина, Вероника Изотова

Владимир Басов увидел в знаменитостях и их детях не только внешнее сходство, но и едва уловимое, но всё же ощущаемое сходство внутреннее, душевное, психологическое. Это действительно сработало на пользу фильму:

зрители уже в молодых героях видят особенности характеров, которые потом проявятся куда ярче.

Фото со съёмок. Олег Табаков

Фото со съёмок. Олег Табаков

Отказался режиссёр и от нарочито «английских» декораций, оставив интерьер скорей нейтральным, нежели национальным. При этом, кстати, оператор и режиссёр ненадолго выехали в Лондон и сняли натуру, которую видно в начале ленты. Но вот интерьер дома строго британским не назвать. Всё потому, что сам Пристли уважительно относился к русскому классику Антону Чехову и даже мимолётно вплетал в свои истории какие-то чеховские мотивы. Владимиру Басову захотелось это деликатно подчеркнуть, поэтому и оформление картины лишено британской чопорности.

Фото со съёмок. Ростислав Янковский, Евгений Леонов, Маргарита Володина, Руфина Нифонтова, Марианна Стриженова, Инга Будкевич

Фото со съёмок. Ростислав Янковский, Евгений Леонов, Маргарита Володина, Руфина Нифонтова, Марианна Стриженова, Инга Будкевич

Но, к сожалению, несмотря на такие старания и внимательность к деталям, фильм «Время и семья Конвей» получился скорее средним, чем выдающимся и определённо уступил «Опасному повороту». И даже

первые кадры с названием сразу портят впечатление: здесь допущена нелепая опечатка. В оригинале название пишется как Time and the Conways. В титрах название указано как Time and the Conveys.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Как и почему редакторы «Мосфильма» допустили такой глупый ляп, осталось загадкой. Ну а второй прокол (для меня прямо-таки ужасный) — это озвучка Владимира Басова другим актёромВладимиром Ферапонтовым. Тоже нет точной информации, почему Басов не озвучил себя. Возможно, причина в том, что он уже плохо себя чувствовал и постоянно нуждался в медицинской помощи. Но в картине у него не так уж много реплик и, вероятно, больших усилий озвучание не стоило бы. Не мне, разумеется, судить, но

слишком уж специфичен и узнаваем голос Владимира Басова и видеть на экране его, а слышать совсем иной голос, — дискомфортно до болезненности.

В целом «Время и семья Конвей» смотрится неплохо, хотя многие уверены, что фильм заметно проигрывает одноимённому телеспектаклю 1974 года, а критики и по сей день отзываются о картине нелестно и считают её одной из неудач Басова-режиссёра. Но посмотреть его всё же стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть столько именитых отцов и детей, матерей и дочерей одновременно.

А вы оценили режиссёрскую находку Владимира Басов пригласить кинодинастии?

Источник