Режиссёр Николай Рашеев о фильме «Бумбараш» 1971 года: «Хотели подурачиться»

Сценарий к этому знаменитому фильму был написан по мотивам ранних рассказов Аркадий Гайдара. А за основу сюжета сценарист Евгений Митько взял одноименную повесть писателя о первых годах советской власти.

Этот фильм одни ругали, другие им восхищались, а третьи искали в картине скрытые смыслы. Но, как позже признался один из режиссёров телекартины Николай Рашеев, скрытые смыслы искать было бесполезно: «Мы просто хотели немного подурачиться настолько, насколько позволяла тема гражданской войны».

Сценарий к этому знаменитому фильму был написан по мотивам ранних рассказов Аркадий Гайдара.

На счёт «подурачиться» Николай Георгиевич сказал уже в нулевых годах. В 70-х это называлось по-другому: патриотическая музыкальная комедия, а термин «подурачиться» был неприемлем.

Песни для фильма тоже в «дурашливой» манере написал известный советский автор и исполнитель Юлий Ким. Музыкальные треки и некоторые мелодии для песен на слова Кима сочинил композитор Владимир Дашкевич.

Известно, что сын писателя Тимур Гайдар во время работы над фильмом был очарован песнями и сказал Киму: «Папа тоже любил сочинять дурашливые песенки, но только они у него получались не такими классными, как у тебя, Юлик…»

Сценарий к этому знаменитому фильму был написан по мотивам ранних рассказов Аркадий Гайдара.-2

Но по-настоящему водевильное настроение в целом некомедийному сюжету подарил исполнитель главное роли — Валерий Золотухин.

Прочувствовав режиссёрскую тему, он много импровизировал и часто очень удачно. Он боролся за каждый эпизод, чтобы его присутствия в картине было как можно больше. Даже песни, написанные в фильме для других персонажей, он находил повод забрать себе.

Сценарий к этому знаменитому фильму был написан по мотивам ранних рассказов Аркадий Гайдара.-3

Например, по просьбе актёра Юрия Смирнова, который играл бандита Гаврилу, Юлий Ким написал песню «Ходят кони». Смирнову она очень понравилась, и он даже уже отрепетировал её достойное и душевное исполнение. Смирнов этой песней хотел всем показать, что его герой хоть и бандит по своей сути, но тоже имеет ранимую лирическую душу.

Сценарий к этому знаменитому фильму был написан по мотивам ранних рассказов Аркадий Гайдара.-4

Когда Золотухин впервые услышал эту песню, он тут же заявил, что для бандита это будет слишком жирно и что это песня главного героя.

Позже Ким признался, что Золотухин был абсолютно прав. Что эта песня по своему смыслу, содержанию и звучанию стала «фишкой» этого фильма именно потому, что её исполнил Бумбараш-Золотухин. А для Гаврилы-Смирнова Юлий позже написал другую песню, которая больше подходила этому образу: «Дайте мне минуту отдыху, спокою…»

Николай Георгиевич Рашеев (слева) на съёмках фильма "Бумбараш" (1971).

Николай Георгиевич Рашеев (слева) на съёмках фильма «Бумбараш» (1971).

Интересно то, что свои пробы Золотухин вначале завалил. У него не получилась песня «Наплевать, наплевать, надоело воевать», которая была написана одной из первых. Он это почувствовал сам и понял, что режиссёр сейчас с ним попрощается. Николай Рашеев действительно уже собирался сказать дежурное: «Спасибо. Может, повезет в другой раз», но вместо этого неожиданно попросил актёра спеть что-нибудь ещё.

Золотухин, понимая, что перспектив у него немного, кисло спросил: «Под гармошку или под гитару?» И, получив ответ, затянул под гармошку грустные деревенские частушки. И вот тут Рашеев увидел перед собой того самого Бумбараша, которого хотел.

А ведь в то время уже был почти утверждён Михаил Кононов. И тот вовсю учил роль, поэтому выбор Золотухина стал для него неприятной неожиданностью.

Первоначально планировалось, что Юлий Ким напишет для фильма только четыре песни, но к концу съёмок их уже было девять. И для каждой в картине нашлось достойное место. А половина из них и сегодня живёт самостоятельной от фильма жизнью.

Как рассказывал Рашеев, в роли атаманши он хотел видеть только Екатерину Васильеву. Она была одной из первых, получивших готовый сценарий в свои руки. После беглого чтения Васильева подняла глаза на Рашеева и спросила: «Она что, с приветом?» Тот утвердительно кивнул и ответил, что в этом фильме все в некоторой степени «с приветом». После этого актриса внимательно посмотрела на режиссёра и, не дочитав сценарий до конца, дала добро. Худсовет против её кандидатуры возражать не стал.

Сценарий к этому знаменитому фильму был написан по мотивам ранних рассказов Аркадий Гайдара.-6

В то время Васильева разводилась с Сергеем Соловьевым, и её достаточно тяжёлое нервное состояние придавало роли очень нужное настроение.

Однажды, принимая ванну в одной из сцен фильма, когда по сюжету большое корыто с водой, в котором сидела атаманша, подогревали снизу костром, ассистенты не рассчитали с дровами.

Васильева несколько раз обращала внимание съёмочной группы, что вода нагревается слишком быстро. Но режиссёр хотел сделать ещё несколько дублей, и её пребывание в горячей воде затянулось. В конце концов, она не выдержала и выскочила почти голая из ванны с нецензурной бранью.

Пронизанную гротеском картину о Гражданской войне не без скандала приняли в конце 1971 года. Премьера «Бумбараша» состоялась 1 мая 1972 года на Первой программе ЦТ.

Общественный резонанс был неоднозначным. В редакцию прислали много восторженных отзывов от телезрителей с просьбой повторить картину. Но было и немало возмущенных писем от ветеранов гражданской войны, которых в 70-х годах ещё оставалось немало. Мол, сделали музыкальный водевиль на крови и страданиях. Правда, подобные возмущения были и до этого, после выхода на экраны таких знаменитых фильмов, как «Неуловимые мстители», «Начальник Чукотки», «Гори, гори, моя звезда» и других. Так что руководители «Гостелерадио», несмотря на большое количество ругательных отзывов, фильм «Бумбараш» записали себе в актив.

Сценарий к этому знаменитому фильму был написан по мотивам ранних рассказов Аркадий Гайдара.-8

Музыкальная картина имела высокие телерейтинги и стала трамплином для кинокарьеры Валерия Золотухина. После телепремьеры количество приглашений актёра в кино значительно увеличилось, и большинство из этих предложение были главными ролями.