Несчастная бесприданница Лариса Огудалова стараниями пробивной матушки всегда была окружена мужским вниманием. Увы, красота и нищета — фатальное сочетание. К несчастью, маменька Харита этого не понимала, в итоге двое из трех ее дочерей погибли во цвете лет. Да и судьба старшей, оставшейся без средств к существованию в далеком Монако, едва ли сложилась успешно после ареста ее шулера-мужа.
Деньги решают судьбы людей. Это хорошо известно тем, у кого их нет и тем, у кого их очень много. Те, у кого они просто водятся, без излишеств, могут не представлять ужасающей власти, которую имеют бумажки и блестяшки над судьбой человека.
Порой я встречаю в интернете глубокомысленные «мудрые» изречения типа «Можно купить дом — но не очаг, положение — но не уважение, секс — но не любовь». Я думаю, что такие афоризмы служат слабым утешением тем, кто не в состоянии планировать свою жизнь и будущее из невозможности купить хоть что-то… Потому что очаг без дома, уважение без положения весьма эфемерные ценности: вроде есть, а вроде и нет. Если на то пошло, то и любовь без секса — если мы говорим об отношениях взрослых людей — далеко не всегда так вожделенна, и прошу не размахивать в комментариях своими синими чулками: я написала это для взрослых адекватных людей.
В общем и целом, мне неприятны все ухажеры Ларисы, достойного мужчины среди не было ни одного. Паратов — подлец, Вася — соплежуй, Карандышев — простите мой французский — чмо. Но самый отвратительный и страшный из тех, кто охотился на Ларису — это Кнуров. Я не могу подобрать точного слова, чтобы обозначить мое отношение к этому сильному богатому человеку. Уважаемому, добропорядочному, благопристойному.
Рязанов не мог показать это в своем кино, а Островский не упоминает об этом в пьесе, но наверняка по воскресеньям Кнуров чинно ходил к обедне, постами выставил «ефимоны», на Пасху ходил крестным ходом, а утром имел обычай христосоваться со своими работниками. Возможно даже значился в попечительском совете городского собора. Во время торжественных обнесений городских дворов местной чудотворной иконой, в его особняк процессия духовенства заглядывала в первую очередь.
Кнуров купец, а купеческое сословие славилось своей набожностью. И дело не в глубине и искренности веры, а в том, что вера и творение добрых дел были одной из основополагающих ценностей именно этого сословия. Многие купцы отличались настоящей религиозностью, тем более, что многие из них были староверами, а в таких родах от вольнодумцев и христопродавцев открещивались, порывая все связи.
Еще раз повторюсь, дело не в личной вере отдельного представителя купеческого сословия, а в том, что именно приверженность идеалам православной веры служила отличительным признаком, по которому купцы судили друг о друге. Не все и не всегда, но в том, что Кнуров знал не понаслышке о меценатстве, помощи сиротам и погорельцам и т.п., я просто уверена.
В советское время купцов и пытались всячески очернить, чтобы у людей не было соблазна печалиться о запрете частного предпринимательства, но по факту купечество внесло огромный вклад в развитие социальной сферы Российской Империи. Кому интересно, можете посмотреть документальный фильм «История России. Русский локомотив. История экономического чуда в России. Меценаты» (2015)
Но, конечно, это не значит, что все купцы были святыми, об этом писали и знаменитые русские классики, и люди тех лет в своих мемуарах. Но среди них было много достойных людей, это факт. Выходит, что Кнуров к ним не относился. Учитывая, что он был очень состоятельным занимал высшую ступень иерархии в бряхимовском обществе, остается только догадываться, какими способами он добился своего положения.
Вася тоже представитель купечества, но он молод. Кнуров прожил жизнь. Он видел, как ломались человеческие судьбы. Как хорошенькие девушки раньше срока превращались в изможденных старух, как умирали молодые, надрываясь свинцовыми мерзостями жизни. Как рушилась надежда и вера в людей. Как взрослели дети, с рождения обреченные на нужду и нищету. Это страшное, растянутое во времени зрелище!
С годами люди смягчаются. Это неудивительно. В молодости все видят свое будущее звездным, а к 30 годам многие понимают, что не все в жизни зависит только от нас самих. Кнурову повезло. Неизвестно, как он сколотил свое состояние, безусловно, в этом и его немалая заслуга. Но очевидно, что в его жизни были и помощь, и поддержка: либо наследство родителей, либо выгодная женитьба. А может, он начинал простым посыльным в лавке богатого набожного купца, который отправил его учиться, потом сделал приказчиком, поверенным, а потом помог и свое дело открыть.
В любом случае, нравы купеческого сословия были чище, чем вырождающегося к тому времени дворянства. Поэтому даже если Кнуров родился в богатой семье и не знал, что такое нуждаться, он знал, что те, кому Бог дал больше, должны помогать тем, кому не досталось подобных милостей.
И он знает: не просто так ведь Харита просит у него денег, жалуясь на тяжелую жизнь. Богатые купцы постоянно кому-то помогали: пристраивали, жертвовали, поддерживали. Да и сам Кнуров советует Огудаловой-старшей приобресть теплое участие сильного богатого человека. Это была обычная практика тех лет для таких, как он.
Но не за взаимность молоденькой барышни, а во славу Божию, для спасения души. Из благородных побуждений. Но, повторюсь, такими были не все. Кнуров не из таких, так точно.
Ему ничего не стоило тайно заплатить за заложенный дом и назначить Ларисе с маменькой небольшой пансион с тем, чтобы девушка попыталась найти жениха если не по сердцу, то хотя бы достойного. Найти жениха и дать приданное. Оплатить учебу в Институте благородных девиц. (А ведь он, очевидно, знает Огудаловых давно, еще с детства Ларисы). Устроить в театр, ведь Лариса шикарно пела и была очень хороша собой, а купцы всегда слыли меценатами и покровителями искусств, о чем пишет автор блога ЭХ, ПРОКАЧУ!
Устроитьв компаньонки какой-нибудь купчихе, на худой конец!
Мог по-отечески убедить Васю жениться на Ларисе, к которой тот явно питал нежные чувства. Все эти слова о том, что Вася купец, делец, бизнесмен, не мог позволить чувствам взять над собой верх, потому что потерял бы уважение в деловой среде, чушь. Мужчины любых сословий и возможностей всю историю человечества теряли голову от чувств и брали в жены женщин, в чью сторону не должны были и смотреть. И остальные мужики по-мужски понимали их, зная, что противиться желанию обладать любимой женщиной выше мужских сил. Уж если цари и короли отказывались от трона ради любви, то почему бы купцу не последовать зову сердца. А Кнуров бы закрыл рты недоброжелателям.
У Кнурова была возможность изменить судьбу Ларисы в лучшую сторону. Но у него не было человечности, чтобы сделать это. Его не смягчили ни прожитые годы, ни молодость и беззащитность Ларисы, ни страх Божий, о котором ему, наверняка, твердили в детстве.
Он — похотливое старое животное, которое хочет напоследок развлечься с красивой барышней, потешить свое неуемное эго, которому мало прожитой жизни, высокого положения в обществе, капиталов… Ведь у него наверняка были дети, ровесники Ларисы. И у него ничего не дрогнуло в сердце, когда он вместе с Паратовым забирал ее из дома Капитоныча. А ведь он понимал, что они рушат репутацию Ларисы, которая была не площадной девкой, а дворянкой из уважаемой некогда семьи.
Понимал и больше других был заинтересован в том, чтобы втоптать молодую красивую невинную девушку в грязь. Он покупал ее по самой низкой цене, продавливая конкурентов по самое некуда. А ведь мог бы благородно содержать их с маменькой, очаровывая, одаривая подарками, окутывая участием и обаянием. Мог бы прекратить этот пошлый балаган, ярмарку женихов в их доме. Кто знает, может, Лариса и влюбилась бы в него сама, забыла бы подлеца Паратова. Конечно, ее бы ждало положение содержанки, но при наличии чувств к Кнурову, это не было бы так унизительно и разрушающе.
Выиграв бесприданницу в орлянку, он не может скрыть свое торжество. Сцена приглашения Ларисы в содержанки пронизана пошлостью и похотью старого развратника. Он в лоб приглашает ее в Париж, унижая этим и усиливая душевные муки, которые девушка переживает в этот момент. Он знает и то, что Лариса влюблена в Паратова, и то, что тот собирается жениться. Пока рушилась судьба Ларисы, он спокойно закусывал в ресторане. А ведь ее можно было остановить и просто сказать правду. Но ему было выгодно покрыть безбожную ложь Паратова, переступить через заповедь, которую он просто предпочел забыть.
Можно, конечно, возразить, что Кнуров желал бы помочь Ларисе где-то в глубине души, но не мог противиться волчьим законам общественных устоев. Но правда в том, что Кнуров никогда не пошел бы против общественного мнения, потому что сам был его властителем. Он не зеленый Вася, не гастролер Паратов, промотавший последний параходишко. Он серьезный уважаемый человек, обладающий огромным капиталом и влиянием.
Фто из открытых источников
«Осуждения не бойтесь», — говорит он Ларисе, приглашая ее продаться.
Конечно, кто посмеет осуждать то, что считает приемлемым один из отцов города, воротила, на которого равняются маститые купцы?
Когда я в 9 классе читала «Бесприданницу» уже тогда образ Кнурова произвел на меня очень неприятное впечатление. С тех прошло много лет, и он стал для меня еще более омерзительным. Этот человек знал, как много зла, равнодушия и подлости в этом мире. И это его более, чем устраивало. И никакой Паратов, а уж тем более Вася и Карандышев не могут сравниться в глубине развращенности со старым мерзавцем Кнуровым. Именно он мог, но не защитил Ларису.