Самый страшный советский фильм, созданный на пороге краха страны

На закате СССР в агонизирующей, отживающей последние годы стране снимались весьма и весьма интересные фильмы, причем, в жанрах, которые ранее советскими кинематографистами были практически не освоены. В первую очередь, речь идет о фильмах ужасов, триллерах и мистике. Да, в 1967 году была создана великая экранизация повести Гоголя «Вий», однако, в последующие годы фильмы ужасов были весьма редкими гостями на экранах советских кинотеатров.

И вот, в перестроечные годы, а также в начале 90-х, отечественный кинематограф начал один за другим выдавать хорроры, триллеры и мистику, которые по уровню жути и пугающей атмосфере дадут сто очков вперед любому современному ужастику: «День гнева», «Прикосновение», «Псы», «Люми», «Семья вурдалака», «Пьющие кровь»… Все эти фильмы в наше время считаются классикой, их до сих пор смотрят и пересматривают.

Конечно, перестроечные и постперестроечные фильмы, которые зачастую создавались «на коленке» в условиях крайне скудного бюджета, далеко не всегда отвечают требованиям современных зрителей в плане зрелищности и спецэффектов. Однако, они добирают свое за счет крепкой актерской игры, уникальных режиссерских находок, проработанного сценария и внедренной в сюжетную канву определенной философии, отсутствие которой стало едва ли не нормой для современных хорроров.

Отличный пример крепкого, но незаслуженно забытого советского фильма ужасов — мистическая драма Бориса Дурова и Юрия Музыки «Черная магия, или Свидание с дьяволом».

Фильм был снят в 1990 году на знаменитой киностудии «Молдова-фильм», которая к развалу СССР испытывала сильнейший недостаток средств и постепенно сворачивала свою деятельность.

Сюжет фильма

События «Черной магии, или Свидания с дьяволом» разворачиваются в 1946 году в послевоенной Советской Молдавии. В колхозе, возглавляет который бывший фронтовик Филат, дела обстоят плачевно: урожаи плохие, люди гибнут от голода, но районное начальство, при этом, лишь увеличивает планы.

Подросток Петруц, подрабатывающий в колхозе писарем, обнаруживает на чердаке старого барского дома — жуткого, полуразрушенного — книгу по черной магии. В селе давно ходили слухи, что владелец местной усадьбы был колдуном, а жена его — ведьма. Крестьяне, уже доевшие последние запасы зерна, и готовящиеся помирать с голоду, решают использовать для своего спасения черную магию.

Петруц. Кадр из фильма.

Петруц. Кадр из фильма.

По приказу председателя Филата, Петруц должен разобраться в древних писаниях и подготовить обряд. Однако, юношу власти собираются отправить в интернат, так как он является сыном погибшего красноармейца. Дед и бабка Петруца прячут молодого человека в подвальном карцере барского дома.

Чтобы утолить лютый голод, крестьяне режут последнюю в колхозе овцу. Владелец овцы, бывший артист Любомир пытается воспрепятствовать этому, но животное у него грубо отнимают.

Петруц в карцере сильно заболевает, и его родственники зовут на помощь цыганку Милитину, мать красивой девушки Цирике, в которую влюблен юноша.

Милитина. Кадр из фильма.

Милитина. Кадр из фильма.

Когда Петруц выздоравливает, он узнает, что селянам все же удалось найти в книге описание нужного обряда и они готовятся вызвать самого сатану, дабы тот накормил их. Однако, полуграмотному люду не удалось правильно прочесть древний текст: их действия совершенно бестолковы, и сатана никак не является.

Внезапно один из участников обряда, муж цыганки Милитины по имени Чумак спотыкается и выпадает из круга. Крестьяне кричат ему, что из-за него обряд не удался. Озлобленные крестьяне набрасываются на Чумака и забивают его насмерть.

Участники обряда. Кадр из фильма.

Участники обряда. Кадр из фильма.

Почуяв кровь, участники обряда входят в раж. Они идут к барской усадьбе, вытаскивают с чердака все книги и сжигают их. Немного позднее дикие «адепты черной магии» находят Петруца и убивают его.

Как видно по описанию сюжета, фильм достаточно жесткий и бескомпромиссный. Режиссерам удалось создать атмосферу постоянного страха, постоянного ожидания чего-то жуткого.

Кроме того, лента содержит и философский посыл — сатана может скрываться не под обложками старинных книг о черной магии, а в самих людях. Дикость, невежество, неграмотность порождают дьявола.

Могу смело порекомендовать фильм всем любителям мистики.

Всем добра!

Источник