Ну, что хочу сказать, дорогие друзья: смотреть в нынешнем состоянии фильм Балабанова было ошибкой. На душе и так тяжело, а после его фильмов и вовсе… Нет, ничего такого я не планировала. Закончилось видео, которое я смотрела (слушала) фоном, а Яндекс услужливо предложил мне «Я тоже хочу» (2012). Атмосферно. Как и любое кино Балабанова, но досмотрю как-нибудь в другой раз.
И вот, чтобы «отвлечься» я включаю «Семнадцать мгновений весны». Странный выбор, скажете вы. Но знаете ли вы в чем главный секрет, особенность, уникальность этого сериала? И почему на многих из нас он, действительно, действует как хорошее успокоительное. Давайте разберемся.
Здесь и далее в качестве иллюстраций использованы кадры сериала «Семнадцать мгновений весны», 1973
Основной прием повествования
Итак, перед нами военный детектив. Триллер. Необычный. Так как для жанра, отличающегося своим динамичным сюжетом, у сериала удивительно медленный темп. Но сделано это настолько мастерски, что мы, зрители, даже не замечаем затянувшихся пауз и долгих статичных сцен. Наоборот, именно за них и этот темп мы и любим сериал. Это его главная особенность.
Этот нетипичный прием (экранизация почти всегда динамичнее первоисточника) и делает сериал уникальным.
За все двенадцать серий мы видим главного героя «в действии» лишь дважды: выстрел в Клауса и разбитая бутылка о голову Холтоффа. Маловато для героя? Но мы так не думаем. Всю историю Штирлица мы узнаем от голоса за кадром (потрясающая роль Ефима Копеляна, которую сложно назвать просто озвучкой) и переживаем за разведчика искренне и по-настоящему. Он герой? Без сомнений.
Реальный исторический сюжет
В основу одноимённого романа Юлиана Семёнова легли реальные (тайные) переговоры между американским дипломатом и офицером СС (Аллен Даллес и Карл Вольф).
Но вот вмешательство советской разведки и сам Максим Максимович Исаев — полностью вымысел автора.
Уверена, «исследований» и мнений, был у Макса Отто фон Штирлица реальный прототип, на сегодняшний день не один десяток. Можем попробовать разобраться и в этой теме. А может быть, кто-то уже знает ответ на этот вопрос? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Я сама пока вижу, что единого мнения в этом вопросе нет, и имени конкретного человека до сих пор никто не назвал, хотя несколько убедительных вариантов есть.
Почему «красить» сериал было большой ошибкой?
О том, что колоризация сериала не входила в планы Татьяны Лиозновой я знала давно. Но только посмотрев «раскрашенную» версию, остро поняла, что именно фильм потерял из-за обновления.
Он потерял свою документальность, которую так кропотливо создавала режиссер.
Снятые кадры сериала мастерски замиксованы с реальными документальными кадрами военной исторической хроники, которые создают атмосферу того времени. Сериал выглядит убедительно историческим.
Кадр со съемок сериала «Семнадцать мгновений весны», 1973 (архивные фото)
Те, кто работали над цветом, к сожалению, не учли, что реальные кадры хроники невозможно раскрасить. Фильм разбился на отдельные части и отчасти потерял свою целостность.
Более того, в колоризации есть ошибки. Вот на экране современные, отснятые кадры (например, зал с офицерами на дне рождения фюрера), которые почему-то раскрашивать не стали. Приняли за кадры хроники? Не думаю. В кадре отлично виден советский актер Олег Табаков.
Тем не менее, историческим сериал назвать нельзя. Сами создатели считают его вольной трактовкой событий того времени и признают множество ляпов и анахронизмов, попавших в картину.
Но этот сериал критиковать совсем не хочется.
Великолепное созвездие актеров, блестящая работа режиссера и неповторимая музыка Микаэла Таривердиева (того самого, кто косвенно стал героем фильма «Вокзал для двоих») создали цельную, художественную и очень качественную картину.
Наверное, поэтому, когда на душе тяжело, так и тянет посмотреть именно такое кино. Потому что искусство. Вечное. И настоящее.