Штирлицем мог стать Буткевич, а царевной Будур — Печерникова

Продолжаем изучать фотоархивы советских киностудий. Здесь хранятся фотопробы к фильмам, вошедшим в золотой фонд советского и мирового кино.

Говорят, что пробы на роль Штирлица проходили десятки артистов. Доподлинно известно, что на Штирлица пробовались Юрий Соломин (впоследствии сыграет разведчика в фильме «ТАСС уполномочен заявить»), Олег Стриженов, Иннокентий Смоктуновский и Вячеслав Тихонов. Популярна версия о том, что в фильме мечтал сыграть Арчил Гомиашвили, который ради этого даже начал встречаться с режиссером Татьяной Лиозновой, однако никаких фотопроб с Гомиашвили в архивах нет. Зато есть проба с латвийским актером Паулем Буткевичем. Прибалты в советском кино всегда играли иностранцев, и в качестве Макса фон Штирлица Буткевич выглядел идеально. Но ведь в реальности-то он должен был быть Максимом Максимовичем Исаевым. А вот уж на русского человека этот артист похож не был, так что победу одержал именно Тихонов.

Продолжаем изучать фотоархивы советских киностудий. Здесь хранятся фотопробы к фильмам, вошедшим в золотой фонд советского и мирового кино.-2

К слову, мало кто знает, что роль Шелленберга очень хотел исполнить Андрей Миронов. Не потому, что сильно уважал немецкого генерала, а по той причине, что мечтал выскочить из надоевшего ему легкомысленного комедийного амплуа. Миронов рвался доказать, что может играть совершенно серьезные роли и ничего при этом не петь. Однако худсовет пробы Миронова забраковал. Кто-то из его членов заявил: «Напялили на Гену Козодоева немецкую форму, и что? Он стал еще смешней!» В итоге, роль ушла Олегу Табакову. Свою лучшую драматическую работу в кино Миронов выполнит через 10 лет — в ленте Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин».

Ирина Печерникова - пробы на роль царевны Будур

Ирина Печерникова — пробы на роль царевны Будур

Борис Рыцарев снимал ленту «Волшебная лампа Аладдина» по одной из наиболее известных арабских сказок из сборника «Тысяча и одна ночь». На роль Аладдина он утвердил молодого дебютанта Бориса Быстрова, а на роль царевны Будур — Ирину Печерникову. Худсовет студии им. Горького запротестовал: «Это восточная сказка, так почему все главные артисты славяне? У нас же многонациональная страна!» Тогда актер Отар Коберидзе посоветовал попробовать очень талантливую школьницу из Тбилиси Додо Чоговадзе, которая тогда была звездой местной самодеятельности. Рыцарев посмотрел ее и сразу позвал сниматься. В момент начала съемок Додо было всего 14 лет (вполне себе брачный возраст для девочек средневекового Востока), но она уже «играла любовь» на советском экране. Через 10 лет это достижение повторит 15-летняя Ия Нинидзе в комедии «Небесные ласточки». Ну а звездный час Печерниковой наступил годом позже — с лентой «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого.

Продолжаем изучать фотоархивы советских киностудий. Здесь хранятся фотопробы к фильмам, вошедшим в золотой фонд советского и мирового кино.-4

Главный режиссер Ленинградского театра музыкальной комедии Владимир Воробьев после успеха фильма «Свадьба Кречинского» решил поставить «Труффальдино из Бергамо». Сыграть в этом мюзикле заглавную роль мечтал давно живущий в Ленинграде Александр Демьяненко. С ним сделали пробы, но актер уже был не в том возрасте — грузноватый, неповоротливый, да и с песнями не очень выходило. Ожидалось, что их будет исполнять за кадром Михаил Боярский, но голос гайдаевского Шурика знал весь СССР. Демьяненко, поющий голосом Боярского, выглядел бы странно. А вот Константин Райкин смотрелся вполне себе органично. К слову, это его самая знаменитая роль в кино до сих пор.

Продолжаем изучать фотоархивы советских киностудий. Здесь хранятся фотопробы к фильмам, вошедшим в золотой фонд советского и мирового кино.-5

Владимир Меньшов решился ставить «Любовь и голуби» после того, как увидел этот спектакль на сцене «Современника», где роль Нади играла Нина Дорошина, а Васю Кузькина блестяще исполнял Геннадий Фролов. Но поначалу Меньшов предложил попробоваться на Надю актрисе Любови Полищук. Хотя все персонажи картины играли, что называется, с легким перебором и должны были выглядеть слегка гиперболизировано, Полищук смотрелась слишком реалистично и не попадала в общее настроение. Пришлось пригласить Дорошину, которая принесла с собой рисунок давно известной ей роли из театра. И правильно сделала!

Источник