Школьная драма, где взрослые переиграли подростков

Фильм «Смятение чувств» (1978) мог бы стать драмой о подростковой любви, но стал историей о проблемах взрослых людей, которые живут вместе много лет, но идут разными дорогами.

Влюблённый выпускник школы оказывается втянут в отношения, непростые и не вполне здоровые, между её родителями. При этом и с любимой у него тоже не всё складывается гладко, и эти запутанные чувства мучают и его, и её.

Кадр из фильма «Смятение чувств»

Кадр из фильма «Смятение чувств»

Сценарий к фильму написал Александр Володин, а за постановку взялся Павел Арсенов. Это сочетание многих кинематографистов удивило: Володин всегда создавал истории изящные, камерные, где важны были полутона и нюансы. Арсенов же обладал взглядом резким, стремился изложить всё в своих работах чётко, избегал намёков и недоговорённостей. Тем не менее «Смятение чувств» авторов каким-то образом объединило. Мало того, уже

после выхода ленты критики отметили, что Павел Арсенов отошёл здесь от привычной прямолинейности и проникся туманной драматургией Володина, что, безусловно, пошло на пользу мелодраме.

Кадр из фильма. Елена Проклова и Сергей Нагорный

Кадр из фильма. Елена Проклова и Сергей Нагорный

На главные роли, молодых Нади и Володи, режиссёр пригласил Елену Проклову и Сергея Нагорного.

Елена была настоящей знаменитостью: сниматься она начала ещё в детстве и к 25 годам имела уже внушительный опыт съёмок. А вот 18-летний Сергей Нагорный был дебютантом, в кино прежде не снимался и позже не стал актёром.

Роль Володи — это единственное его появление на экране и даже нет информации, как он попал на площадку и как жил после. Озвучку героя Павел Арсенов неопытному исполнителю не доверил, голос персонажу подарил Александр Жильцов, только что снявшийся в школьной драме «Розыгрыш» (1976).

Кадр из фильма. Сергей Нагорный и Елена Проклова

Кадр из фильма. Сергей Нагорный и Елена Проклова

Тут надо отметить, что Елена Проклова и Сергей Нагорный смотрелись в образах по-настоящему органично. По сюжету Надя, героиня Елены, окончила школу на год раньше и поступила в институт в Ленинграде. Вернувшись через год на каникулы она встречается с Володей, с которым у них были отношения прежде. Володя хранит чувства к Наде, но она решительно отдаляется. Позже выясняется, что

в Ленинграде она нашла новую любовь, вроде бы даже взаимную. Её возлюбленный прекрасный педагог, прекрасный спортсмен и прекрасный семьянин, и последнее обстоятельство девушку несколько огорчает.

Опытная и взрослая Елена выступила в уже привычном образе переборчивой красавицы, своенравной, привыкшей подчинять. А безвестный Сергей сыграл парня, робковатого, доброго, понимающего, который готов идти к цели не напролом, но извилистым путём. Обратите внимание и на одноклассницу Володи Машу, которая всегда ему помогает, это юная звезда фильма «Сто дней после детства» (1975) Татьяна Друбич.

Кадр из фильма. Татьяна Друбич

Кадр из фильма. Татьяна Друбич

Одновременно на экране развивается драма между родителями Нади, которые очень хорошо относятся к Володе и всегда рады видеть его в своём доме.

Мама Нина Дмитриевна — человек широкой души, которая без устали всем помогает. И всё бы хорошо, но Нина Дмитриевна постоянно требует, пусть тихо и ласково, но требует, чтобы её безотказностью, непрошенной благотворительностью и бескорыстной помощью все восхищались.

А вот отец Виктор Семёнович, мужчина вполне жизнерадостный, обычный человек, живущий в своё удовольствие, жену давно не понимает и относится к её требованиям скептически. И самое неприятное, что

разборки супруги нередко выносят на люди и могут вступить в деликатную, интеллигентную перепалку при посторонних.

Кадр из фильма. Сергей Нагорный, Александр Калягин, Ия Саввина и Елена Проклова

Кадр из фильма. Сергей Нагорный, Александр Калягин, Ия Саввина и Елена Проклова

Роли супругов Павел Арсенов отдал мастерам — Ие Саввиной и Александру Калягину. По мнению многих критиков, Саввина и Калягин доминировали на экране и отчасти затмили юных героев.

Их дуэт оказался поистине «володинским», актёры сыграли без надрыва, но тонко, филигранно точно вжились в героев, показав, насколько им некомфортно друг с другом.

Кадр из фильма. Александр Калягин и Елена Проклова

Кадр из фильма. Александр Калягин и Елена Проклова

Кстати, Ие Саввиной уже приходилось встречаться с драматургией Александра Володина: в фильме «Звонят, откройте дверь» (1965), снятом по его пьесе, она появилась в небольшой роли, но тоже женщины страдающей, терзаемой какой-то едва ощутимой виной. Здесь

актриса предстала в образе немного похожем, но обновлённом, развившемся, перешедшем на новый уровень.

Кадр из фильма. Ия Саввина

Кадр из фильма. Ия Саввина

Картина «Смятение чувств» вышла летом 1978 года.

Заметным явлением она не стала, потерявшись на фоне более успешных фильмов о подростках:

того же «Розыгрыша», провокационного «Школьного вальса» (1977) и драматичной истории «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979). Да и адресована лента была не только молодому поколению, но и взрослым, которые не могут разобраться в себе и в жизни, так что его аудитория чуть размылась.

Фото со съёмок. Ия Саввина и Елена Проклова

Фото со съёмок. Ия Саввина и Елена Проклова

Чем завершились пути Нади и Володи и Нины Дмитриевны и Виктора Семёновича, раскрывать не буду. Однако есть мнение, что

линия Нади и Володи завершается на полуслове, как будто второпях.

А вот отношения взрослых как раз доказывают, что жизнь иногда может пойти непредсказуемо.

А у вас была школьная любовь?

Источник