«Шумный день» — Леночка и чернильное пятно

Знаковый фильм хрущевской Оттепели «Шумный день» (1960), поставленный по пьесе «В поисках радости» (1957) обсуждают меньше, чем он того заслуживает. Сюжет хорош не только потому, что в нём блеснул Олег Табаков – очаровательный и юный (да и вообще это не первая его киноработа); в этой истории поднимается важнейшая для той эпохи проблема под названием «агрессивное мещанство», а оно, как мы видим, всегда агрессивное. Просто умеет носить милые маски.

Кадр из фильма «Шумный день» (1960). Скриншот.

Кадр из фильма «Шумный день» (1960). Скриншот.

В «Шумном дне», помимо Леночки Савиной, жены Фёдора, есть и другие малоприятные личности, но эта свежая и красивая дама – особенная. Выписана автором пьесы — Виктором Розовым — с ненавистью, да и сыграна весьма талантливо. У актрисы Лилии Толмачёвой – приятнейшее, интеллигентное лицо и так называемая «положительная харизма». На жадную склочницу, помешанную на материальных ценностях, она похожа куда как меньше, чем на женщину-ангела.

Кадр из фильма «Шумный день» (1960). Скриншот.

Кадр из фильма «Шумный день» (1960). Скриншот.

Толмачёва мало снималась в кино, ибо всю себя отдавала театру. Тем не менее, это хорошее лицо сделали символом потребительства и хождения по головам. Фёдор когда-то клюнул на внешнее, а у той — всё через призму денег и личного комфорта. Примечателен эпизод, где Лена хвастается, как «урвала» сервант, буквально сразившись с какой-то «тёткой в шляпке». Взбаламутила очередь, но выстояла – её бы храбрость в иных целях. Молодая жена видит во всех выгоду или её отсутствие, союзников или врагов …на пути к серванту.

Кадр из фильма «Шумный день» (1960). Скриншот.

Кадр из фильма «Шумный день» (1960). Скриншот.

Её диалог с Таней – изумителен. Выходи замуж за такого-то, ибо надо цепляться за Москву, за удобства, не то пошлют в провинцию по распределению, а это ужас-ужас. И всё – таким серебряным голоском. Милашка и стройняшка. Центральный эпизод – столкновение идеалов. Чернильное пятно, изуродовавшее полированный стол. В какой-то мере я понимаю Леночку – она добывает эти предметы, как учёный открывает новые знания.

Кадр из фильма «Шумный день» (1960). Скриншот.

Кадр из фильма «Шумный день» (1960). Скриншот.

Для неё все эти столы и гардеробы – конечная точка прогресса. Мозг потребителя и альтруиста сконструирован физиологически одинаково, а потому «Я достала новый комодик!» и хрестоматийная «Эврика!» отзываются в человеке одинаково – он получает волну положительных эмоций, как его предок, заваливший зверя – себе на ужин. Это подпитывает смыслы бытия. Однако невозможно понять безумие аффекта, выразившееся в убийстве рыбок.

Кадр из фильма «Шумный день» (1960). Скриншот.

Кадр из фильма «Шумный день» (1960). Скриншот.

Лена показывает, что для неё жизнь менее ценна, чем её оформление. Метафорически это выглядит, как …убийство самого Олега, чьи рыбы оказались «виноваты». Могла б — убила. Интересно, что, совершив эту мерзость, Лена будто бы резко успокоилась и почти виновато произнесла: «Это не дом, а какое-то …бандитское заведение». Меня — обидели, я — оборонялась. Каким бы она ни была чудовищем, но всё же где-то осознала, что её поступок несоизмерим с потерей самого шикарного стола.https://www.youtube.com/embed/1ltU2mLIfpQ?modestbranding=0&controls=1&rel=0&showinfo=1&enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fzen.yandex.ru

Второе символическое действо – погром, устроенный Олегом. Для унижения Леночкиной гордыни парень хватается за шашку времён Гражданской войны. Здесь тоже перенос — шашкой рубят не врага, но бессловесную мебель. Этот жест многажды описан в киноведческой (и прочей) литературе – в эру Оттепели возобладали идеалы революционного десятилетия, и шашка досталась юному борцу за Коммунизм, где Леночкам нет места. А муж Фёдор с этой красавицей расстанется. Она его доест и выжмет. Савин сбежит выпотрошенный, зато свободный…

Zina Korzina (c)

Источник