«Служебный роман». В защиту Самохвалова: про вырезанные сцены, которые многое объясняли

Тем интереснее было узнать, что история этих героев в фильме была сильно сокращена. Может быть именно это и запутало некоторых зрителей?

Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

Как три серии превратились в две

Напомню, что снимать фильм «Служебный роман» Рязанов не планировал до тех пор, пока не увидел телевизионную версию спектакля «Сослуживцы», которая по мнению режиссера совсем не отражала духа пьесы.

За съемки взялись с энтузиазмом и наснимали на полные три серии художественного фильма, который комиссия Госкино потребовала сократить в два раза.

Людмила Иванова (Шура) была единственной, кому удалось сохранить часть пленки с собственными вырезанными сценами. Материалы хранятся в личном архиве актрисы, которым заведует ее младший сын Иван, художник по профессии. Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

Людмила Иванова (Шура) была единственной, кому удалось сохранить часть пленки с собственными вырезанными сценами. Материалы хранятся в личном архиве актрисы, которым заведует ее младший сын Иван, художник по профессии. Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

Скрепя сердце из фильма убирали не только отдельные сцены, но и целые сюжетные линии и персонажей.

Так у актера Александра Фатюшина (по сценарию муж Верочки) в фильме осталось всего два эпизода: в холле и в курилке; энтузиастка Шурочка лишилась возможности извиниться перед коллективом за ошибку с преждевременными похоронами Бубликова; а Рыжова и Самохвалов…

Александр Фатюшин в холле статистического учреждения. В руках у него мотоциклетный шлем. Сцены, где они с Верочкой гоняют по Москве на мотоцикле, полностью вырезаны. Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

Александр Фатюшин в холле статистического учреждения. В руках у него мотоциклетный шлем. Сцены, где они с Верочкой гоняют по Москве на мотоцикле, полностью вырезаны. Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

Эти двое лишись нескольких сцен и диалогов, где Оля все также настойчиво добивается расположения бывшего сокурсника.

Несостоявшаяся экскурсия по городам России

Несколько лет назад в одном из интервью Светлана Немоляева пыталась вспомнить, каким был фильм изначально и подробно рассказала об одной из вырезанных сцен:

В том же интервью Светлана Немоляева рассказывала, что в то время выглядела точно также, как и ее героиня: отвратительно вязала, но с удовольствием носила все эти нелепые  кофточки и жилетки. Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

В том же интервью Светлана Немоляева рассказывала, что в то время выглядела точно также, как и ее героиня: отвратительно вязала, но с удовольствием носила все эти нелепые кофточки и жилетки. Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

— Действие происходило все на том же званом ужине у Самохваловых. Я смотрела на своего Юру влюбленными глазами. Задумка была в том, что где бы он не находился, посмотрев в мою сторону, он должен был встречать этот влюбленный взгляд. Моя героиня по-прежнему ищет повод для встречи (накануне была снята сцена, где я вижу объявление об автобусной экскурсии куда-то по городам России) и предлагает Самохвалову поехать вместе, на что Юра отвечает (полностью импровизация Басилашвили), мол, Оленька мы с тобой уже в таком возрасте, что нас лучше лишний раз не трясти.

Эта сцена была удалена из фильма вместе с ещё несколькими эпизодами «влюбленных взглядов» Рыжовой. Так что те, кто считают, что Оля чересчур доставала Самохвалова, оказались правы.

Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

Оказывается, до сокращения фильма навязчивый интерес Оли к Самохвалову был показан намного ярче и понятнее.

К сожалению, полной версии фильма не сохранили даже архивы Госкино. Пленка была на вес золота, ее учитывали и сдавали на переработку.

Как понять, что перед вами отрицательный персонаж?

Что касается самого Самохвалова, то тут никакой сенсации не будет. Его Эльдар Рязанов писал, как абсолютно отрицательного персонажа.

По этому поводу есть даже интересное замечание одного из кинокритиков советского периода.

Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

Кадр из фильма «Служебный роман», 1977

Хотите узнать, как режиссер относился к персонажу? Кто главный злодей в истории? Кому нельзя доверять? Внимательно посмотрите советские фильмы. Главный негодяй всегда одет лучше всех. Вот такая простая подсказка.

Сразу захотелось проверить или даже опровергнуть эту теорию, и найти-таки положительного героя «во фраке». Никого не припоминаете?

Источник