Советский детский фильм с совсем не детским сюжетом

Период оттепели стал временем открытий в кино. На экранах стали выходить фильмы, которые прежде не могли появиться. Одним из них стал дебют режиссёра Радомира Василевского «Дубравка»семейная картина, затронувшая очень непростую тему взросления девушки-подростка.

Кадр из фильма  «Дубравка»

Кадр из фильма «Дубравка»

В основе сценария — одноимённый рассказ Радия Погодина, который вообще много писал для детской аудитории. Он же в соавторстве с режиссёром Юрием Чулюкиным написал сценарий. А экранизировать его решился оператор Радомир Василевский. Василевский не был новичком в кино, в начале пятидесятых он окончил операторский факультет ВГИКа, а его первой работой стал рабочий хит «Весна на заречной улице» (1956). Но молодой оператор мечтал попробовать себя в ином качестве и десять лет вынашивал идею поставить собственную ленту. В 1966 году такой случай подвернулся: в руках у Василевского оказался сценарий «Дубравка».

С автором его режиссёр-дебютант не только нашёл общий язык, но и по-настоящему подружился, и позже у тандема Погодин-Василевский выйдет ещё несколько фильмов для семейного просмотра.

На роль главной героини, 13-летней девчонки-сорванца, почти сразу взяли Лину Бракните. Лина тогда была любимицей зрителей:

юная актриса из Вильнюса за предыдущие два года снялась уже в двух фильмах,

это были «Девочка и эхо» (1964) и «Три толстяка» (1966), а роль Суок из «Трёх толстяков» стала фактически визитной карточкой маленькой талантливой артистки. Взрослые коллеги Лины отмечали, что девочка действительно одарена и трудолюбива. На съёмках «Дубравки» режиссёр добивался идеальной выверенности эпизодов, так что дублей зачастую снималось много, но Лина никогда не капризничала и вела себя по-взрослому. Правда,

уже тогда, будучи 14-летней школьницей, она сомневалась, что в будущем станет актрисой. Третьи съёмки за три года показали Лине, что актёрская стезя не так радужна, какой выглядит со стороны.

В конце концов именно так и произошло: повзрослев, Лина выбрала иной путь в жизни. Сейчас бывшей любимице зрителей уже под 70, но возраст нисколько не украл у неё обаяния.

По сюжету Дубравка, героиня Лины, живущая в курортном городке, как-то встречает приехавшую на отдых красивую одинокую женщину и влюбляется в неё. Вряд ли Радий Погодин, а вслед за ним и Радомир Василевский вкладывали в эту влюблённость какой-то физиологический смысл. Скорее,

речь идёт о влюблённости в женскую красоту, в некий идеал, порождённый юношеской фантазией, серьёзное увлечение интересным человеком.

Сыграла Валентину Григорьевну, прекрасную белокурую курортницу, Ниёле Викирайте, актриса из Литвы. Примечательно, что и Ниёле в будущем тоже отказалась от кинокарьеры, а роль в «Дубравке» стала её единственным заметным появлением на экране.

Одним из самых провокационных эпизодов картины стала сцена, когда Дубравка залезает в комнату с букетом и признаётся Валентине Григорьевне в чувствах, а потом они вместе рассуждают о любви, о жизни, о других людях. Некоторым позже показалось, что это

эпизод надуман, что не в характере такой отчаянной девчонки, как Дубравка, подобные рассуждения.

Хотя в реальности за внешней бравадой подростки как раз очень часто прячут чувствительность и ранимость, и наверняка многие знают это по собственному опыту. К слову, сама Лина опасалась этой сцены и готовилась к ней задолго до съёмок, но в итоге сыграла очень искренне и правдиво.

Обратите внимание ещё на два образа. Товарища и соперника Дубравки изобразил Сергей Тихонов, тоже очень популярный артист, несмотря на юный возраст. Именно Сергей сыграл хулиганистого пацанёнка в новелле «Вождь краснокожих» альманаха «Деловые люди» (1962), а потом стал толстощёким Плохишом в «Сказке о Мальчише-Кибальчише» (1964). «Дубравка» была его третьей работой и, увы, последней: через несколько лет Сергей погиб. А в небольшой роли Юрки-Кая можно увидеть Валерия Зубарева, звёздный час которого наступит буквально через год, когда Станислав Ростоцкий доверит ему сыграть Генку Шестопала в школьной мелодраме «Доживём до понедельника» (1968). По удивительному совпадению, и Валерий во взрослом возрасте актёром тоже не стал.

Первый показ фильма прошёл в Москве, в кинотеатре «Пионер». Зрители скупили сразу все билеты (за это надо было благодарить Лину Бракните, чьё лицо и имя было на афише). И, как ни странно,

цензоры практически не придирались в картине, хотя её авторы говорили о вещах, которые обсуждать открыто не было принято.

Тему подростковых переживаний и сейчас-то, во времена всеобщей открытости, не все готовы обсуждать, а уж в шестидесятые годы это и вовсе было на грани приличий. Тем не менее «Дубравка» зрителям очень полюбилась как раз за откровенность, за прямоту и честность. И, конечно же, за красоту.

А вам понятны чувства Дубравки? Вам приходилось переживать влюблённость в кумира?

Источник