Советский фильм с польской любимицей, ушедший в забвение из-за режиссёра

Польский сериал «Четыре танкиста и собака» про военные приключения интернационального экипажа танкистов и их смышлёного товарища, пса Шарика, завоевал любовь миллионов зрителей с первых же показов. Причём не только в Польше, но и СССР, где его начали транслировать через несколько месяцев после польской премьеры. Этот сериал познакомил советских зрителей с молодой польской актрисой, уже популярной на родине, — очаровательной Полой Раксой, на долгие годы ставшей любимицей в Советском Союзе.

Кадр из фильма «Зося»

Кадр из фильма «Зося»

Польша вообще подарила нам много звёзд, которые вполне можно называть нашими: Барбра БрыльскаБеата ТышкевичЭва Шикульска — это лишь самые именитые. И, конечно, Пола Ракса, которая не раз снималась у отечественных режиссёров.

В 1966 году Пола оказалась на площадке очередного военного фильма, снимавшегося на киностудии имени Горького. Любопытно, что картина «Зося» числится советской, хотя создавалась совместными усилиями СССР и Польши.

Основой для фильма стала повесть одноимённая Владимира Богомолова. Напечатали её в журнале «Знамя» в 1965 году, и она тут же стала предметом широкого обсуждения. Причём говорили о «Зосе» и читатели, и критики. Строго говоря, ничего особого в повести не было:

речь в ней шла о событиях 1944 года, когда советские войска остановились в польской деревне.

Планировалось, что подразделение задержится в деревушке на пару месяцев, но уже через три дня началось наступление, и солдаты ушли. Но эти три дня стали колоссальным событием для советского лейтенанта и местной жительницы.

Фото со съёмок

Фото со съёмок

Тут стоит напомнить, что Владимир Богомолов сам был фронтовиком, войну начал 17-летним парнем и дошёл до победы. Ему ли было не знать, что происходило на фронте, и не только в боях, но в более-менее мирные моменты? Его произведения — своего рода исповеди о подноготной войны, истории о жизни солдат без прикрас. Такой же была и «Зося».

Повесть Богомолова попала в руки Михаила Богина, молодого режиссёра. Он дебютировал в кино в 1965 году, сняв фильм «Двое» о чувствах молодых людей, о том, что может соединить их или, напротив, разбить отношения. В «Зосе» затрагивалась та же тема, так что Богину захотелось непременно перенести её на экран. Правда, сам он признавался, что в у него была большая сложность:

в повести речь идёт от первого лица, и нужно было всерьёз постараться (и ему самому, и актёрам), чтобы сохранить лиричное настроение, авторскую трогательность и нежность, ограниченные венной сдержанностью.

Была и ещё одна проблема. Владимир Богомолов говорил не только о любви, но и о настоящей мужской фронтовой дружбе. Эта линия была не менее важной, её обязательно нужно было показать, но при этом она не должна была затмевать главную, но и не теряться. Тем не менее Михаил решился на съёмки.

Фото со съёмок. Юрий Каморный

Фото со съёмок. Юрий Каморный

Главную роль, влюблённого старлея Михаила, получил дебютант Юрий Каморный. Его друга Виктора сыграл Николай Мерзликин, тоже актёр молодой, но уже начинавший путь к славе: в 1966 году вышла мелодрама «Человек, которого я люблю» с его участием, тут же полюбившаяся зрителям.

Фото со съёмок. Николай Мерзликин

Фото со съёмок. Николай Мерзликин

Ну а полячкой Зосей, в которую влюбляется Михаил, стала как раз Пола Ракса.

Фото со съёмок. На первом плане - оператор Ежи Липман, позади -ь режиссёр Михаил Богин

Фото со съёмок. На первом плане — оператор Ежи Липман, позади -ь режиссёр Михаил Богин

Помимо Полы в съёмках участвовали и другие польские исполнители, например, Веслава Мазуркевич, сыгравшая мать Зоси (в реальности между актрисами было всего 15 лет разницы), Барбара БаргеловскаяЗигмунт Цинтель, для которого это была уже пятидесятая роль, а снимал ленту оператор Ежи Липман. Кстати,

изображала польскую деревню деревня литовская: группа отправилась в экспедиции в Швяндубре, неподалёку от Друскининкая.

Костюмы и реквизит предоставили в основном поляки, так что картина выглядела вполне достоверно.

Фото со съёмок

Фото со съёмок

В 1967 году лента «Зося» вышла в прокат. Зрители её приняли тепло, а польская актриса Пола Ракса приковала к себе внимание мужчин. Правда, большим хитом фильм не стал, а позже его и вовсе понемногу стали забывать. Причина была, увы, банальной:

в начале семидесятых Михаил Богин оставил СССР, и редакторы старались лишний раз не пускать в эфир детище режиссёра-беглеца.

Интересно, что сам Михаил Богин считал, что «Зося» — это история как раз о мужской дружбе, о товариществе в самом высоком понимании слова, о подлинной заботе друг о друге, которую мужчины, возможно, даже не всегда осознают, и говорил, что стоило выбрать бы название не «Зося», а «Виктор и Михаил». А что для вас главное в этой ленте: любовь или дружба?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Советский фильм с польской любимицей, ушедший в забвение из-за режиссёра

В новых выпусках:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

https://music.yandex.ru/iframe/#track/88994251/10774296/

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра»»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:

https://music.yandex.ru/iframe/#track/88329825/10774296/

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме:https://music.yandex.ru/iframe/#track/86583572/10774296/

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

https://music.yandex.ru/iframe/#track/85859514/10774296/

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

https://music.yandex.ru/iframe/#track/85411932/10774296/

Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):

Источник