Средневековая советская сказка в формате 3D

Фильм «Ученик лекаря» (1984) — одна из последних советских сказок и одна из последних советских художественных лент, снятых в формате «стерео». Интересно, что в основе сказки — не русский народный, а балканский фольклор, поэтому

натурные сцены снимались за границей, в дружественной Румынии,

где нашли очень колоритные улочки, площади и дворы, прекрасно «сыгравшие» Средневековье.

Кадр из фильма «Ученик лекаря»

Кадр из фильма «Ученик лекаря»

Сценарий «Ученика лекаря» придумал Исай Кузнецов, заслуженный и очень опытный автор.

Долгое время он Кузнецов работал в тандеме с Авениром Заком,

вместе они создали хит «Достояние республики» (1971). Когда Зак ушёл из жизни Кузнецов продолжил работу в кино, по его сценариям Ричард Викторов снял фантастическую дилогию о путешествиии к дальним мирам, а Вениамин Дорман и вовсе стал его постоянным режиссёром. Но разрабатывал Исай Кузнецов истории, главным образом, приключенческие, сказок в числе его произведений не было, и

«Ученик лекаря» стал своего рода пробой пера.

Кадр из фильма. Георгий Мануков в роли царя, который сначала хотел быть неузнанным, а после драки расстроился, что его не узнали

Кадр из фильма. Георгий Мануков в роли царя, который сначала хотел быть неузнанным, а после драки расстроился, что его не узнали

Сценарий попал к Борису Рыцареву, а он как раз был режиссёром-сказочником. Первая же работа Рыцарева в этом жанре стала кинохитом — это была «Волшебная лампа Аладдина» (1966), которую сегодня можно без колебаний назвать классической киносказкой.

Рыцарев охотно взялся за эксперимент с форматом «Стерео-70», хотя создавать такой фильм было гораздо сложнее, чем обычный.

Кадр из фильма. Олег Казанчеев

Кадр из фильма. Олег Казанчеев

В интервью режиссёр рассказывал, что гримеры, бутафоры и декораторы работают на износ, поскольку камеры беспощадно выхватывают даже малейшие промахи. А ещё группе необходим был размах, огромное пространство для съёмок, чтобы у операторов была возможность отъехать. Интересно, что Борис Рыцарев хотел дать ленте третье измерение не только как техническую составляющую, но и как моральную.

«Мы стремимся наполнить то, третье измерение, в котором и будет воспринимать нашу сказку зритель, высокой эмоциональностью», — так говорил о будущей картине режиссёр.

Кадр из фильма. Михаил Глузский и Георгий Мануков

Кадр из фильма. Михаил Глузский и Георгий Мануков

Главные роли в сказе сыграли молодые актёры Олег Казанчеев и Наталья Вавилова. Действие происходит в Сердневековье, и как-то в город прибывает весельчак-шарлатан Радомир, выдающий себя за лекаря и сбывающий нелепые снадобья доверчивым людям. Здесь он встречает бродячих артистов и влюбляется в танцовшицу Тодорку, мать которой не может ходить. Чтобы вылечить женщину, а заодно и стать настоящим лекарем,

Радомир хочет наняться в ученики к царскому врачевателю Вазили. Но тот, жадный, злобный и одинокий человек, никому секретов не выдаёт и в слуги предпочитает брать только глухонемых.

Кадр из фильма. Олег Голубицкий в роли корыстного царского лекаря Вазили

Кадр из фильма. Олег Голубицкий в роли корыстного царского лекаря Вазили

Олег Казанчеев, тогда актёр Театра на Таганке, не был новичком в кино, сниматься он начал несколько лет назад, но в совсем небольших ролях, в которых зрители его не замечали.

Борис Рыцарев доверил актёру роль главную, и именно в ней Олег Казанчеев фактически и дебютировал на экране.

Выбор оказался удачным: артисту очень пошёл средневековый образ и после выхода ленты зрительницы в него повлюблялись.

Фото со съёмок. Олег Казанчеев и Наталья Вавилова

Фото со съёмок. Олег Казанчеев и Наталья Вавилова

В отличие от партнёра Наталья Вавилова была уже знаменитостью. Впервые аудитория её оценила после съёмок в школьной драме «Розыгрыш» (1976) режиссёра Владимира Меньшова, а потом у неё была поистине звёздная роль в мелодраме «Москва слезам не верит» (1980). Но

Наталья хоть и была более опытной и популярной, перетягивать внимание на себя не стремилась, так что дуэт Тодорки и Радомира вышёл по-настоящему трогательным, романтичным и гармоничным.

Фото со съёмок. Олег Казанчеев, Ариадна Шенгелая, Наталья Вавилова

Фото со съёмок. Олег Казанчеев, Ариадна Шенгелая, Наталья Вавилова

Второстепенные роли получили актёры старшего поколения, которые давно заслужили статус любимцев. Неходячую мать Тодорки сыграла Ариадна Шенгелая, лекаря Вазили — Олег Голубицкий,

Фото со съёмок. Олег Голубицкий

Фото со съёмок. Олег Голубицкий

царского библиотекаря — Михаил Глузский.

Фото со съёмок. Михаил Глузский

Фото со съёмок. Михаил Глузский

Самого царя весьма забавно изобразил ещё один дебютант — выпускник Школы-студии МХАТ Георгий Мануков,

Фото со съёмок. Георгий Мануков

Фото со съёмок. Георгий Мануков

а глуповатого горожанина, парня Гроздана, который сначала захотел отомстить Радомиру за дешёвый обман, а потом передумал, — Виктор Ильичёв.

Кадр из фильма. В центре — Виктор Ильичёв

Кадр из фильма. В центре — Виктор Ильичёв

Отдельно, конечно, надо отметить музыкальное оформление, к которому также приложили руку знаменитости. Стихи для песен написал поэт и драматург Виктор Коростылёв, музыку — Микаэл Таривердиев. А исполнило мелодичные лиричные композиции трио «Меридиан», и это несомненно добавило фильму обаяния.

Кадр из фильма. Наталья Вавилова в роли Тодорки, которая не хочет быть царицей, а хочет любить и быть любимой

Кадр из фильма. Наталья Вавилова в роли Тодорки, которая не хочет быть царицей, а хочет любить и быть любимой

Прокат «Ученика лекаря» стартовал в начале 1984 года. Нельзя сказать, что сказка стала очень успешной, но всё же это был заметный фильм, к тому же стереоскопический, а такие выходили нечасто. А ещё интересно, что

на экране Радомир, получивший яд от учителя Вазили, произносит клятву Гиппократа (хотя, похоже, в каком-то усечённом варианте). Не уверена, что где-то ещё в кино герои эту клятву произносили.

А какие советские стереофильмы видели вы?

Источник