Странная, странная сказка, где Савелий Крамаров с чужим голосом стал аристократом

Советские киносказки — бесспорный предмет нашей гордости. Но если картины Александра Роу и Александра Птушко показывают и вспоминают часто, то сказка «Город мастеров» (1965) известна куда меньше. Хотя внимания она определённо заслуживает, и не только из-за интересного актёрского ансамбля, но и из-за удивительного, нехарактерного для классических сказок визуального решения.

Кадр из фильма «Город мастеров»

Сценарий с названием «Вольный город мастеров» написал драматург Николай Эрдман, используя сюжет, который придумала писательница Тамара Габбе.

Первую редакцию Тамара выпустила в 1943 году, это была театральная пьеса, которая оказалась очень успешной и шла на сцене детских театров много лет.

Спустя двадцать лет молодой режиссёр Владимир Бычков, уже снявший две детские ленты, решил экранизировать «Город мастеров» (слово «вольный» из названия сценария всё-таки убрали на всякий случай).

На роль центрального персонажа, доброго и отважного горбуна Караколя, Бычков после проб взял актёра без опыта Георгия Лапето. В этом была особая интрига:

за Георгием не было шлейфа образов, поэтому зрители изначально восприняли его в том облике, в котором он перед ними предстал.

Кроме того, Лапето был привлекателен, и это тоже имело значение: Караколь хоть и был горбуном, но сумел покорить сердце первой красавицы города Вероники.

Кадр из фильма. Марианна Вертинская

Кадр из фильма. Марианна Вертинская

Веронику сыграла актриса с чуть большим опытом Марианна Вертинская. В 1964 году вышла знаменитая оттепельная лента «Застава Ильича», которая подарила Марианне узнаваемость.

Фото со съёмок. Марианна Вертинская и Георгий Лапето

Фото со съёмок. Марианна Вертинская и Георгий Лапето

В роли малоприятного Герцога, захватившего Город мастеров, предстал Лев Лемке, опытный актёр, который и здесь отыграл на все сто. После выхода фильма его

Герцога расхвалили критики за выразительную резкость и вместе с тем жалкость

(Герцог, к слову, тоже был горбуном, и этим сходством воспользовался находчивый Караколь).

Кадр из фильма. Лев Лемке и Марианна Вертинская

Кадр из фильма. Лев Лемке и Марианна Вертинская

В других ролях тоже появились артисты, уже не раз снимавшиеся в кино: Елизавета УвароваСавелий Крамаров, Павел ШпрингфельдГеоргий Тейх, Игорь Ясулович, Леонид Каневский (без усов!), Роман Филиппов.

Фото со съёмок. Савелий Крамаров и Павел Шпрингфельд

Фото со съёмок. Савелий Крамаров и Павел Шпрингфельд

Всем им достались роли небольшие, но заметные и действительно яркие. Бессловесную роль художника отдали Зиновию Гердту, а в крошечном эпизоде можно увидеть Миколаса Орбакаса, будущего супруга Аллы Пугачёвой.

Фото со съёмок. Зиновий Гердт

Фото со съёмок. Зиновий Гердт

Отдельно отмечу Виталия Щенникова, сыгравшего строптивого, но справедливого кузнеца.

Он был непрофессиональным ленинградским актёром, учился на кораблестроителя и увлекался борьбой. В 1963 году он за компанию с товарищем случайно оказался на «Ленфильме»

и попал на съёмки «Гамлета». Мало того, даже сыграл в этой гениальной ленте роль. Правда, лица его никто не увидел, потому что Щенников стал тенью отца Гамлета. Позже актёр много снимался в эпизодах и был каскадёром.

Поскольку действие «Города мастеров» происходило в некой средневековой европейской стране,

группа отправилась в Прибалтику, которая традиционно изображала в советском кино Европу.

Фото со съёмок

Фото со съёмок

Натуру нашли в Таллине, там отсняли уличные сцены. Но очень много эпизодов сняли в павильонах, и как раз они и оказались в сказке самыми любопытными. Художник-постановщик Александр Бойм придумал удивительное, ни на что не похожее оформление в духе искусства двадцатых годов, агитплакатов Окон РОСТА.

Местами нарочито театральные, даже условные декорации броских цветов, яркие костюмы.

Причём по костюмам даже сразу можно понять, какой перед нами герой: у захватчиков и их приспешников костюмы тёмных мрачных тонов, у жителей Города мастеров наряды красочные, сочные (и даже у условных «партизан», части жителей, которые после захвата города ушли в лес и ожидают сигнала к нападению, костюмы оранжевого цвета!).

Кадр из фильма. Георгий Лапето и Игор Ясулович в оранжевом костюме участника движения сопротивления, живущего в лесу

Кадр из фильма. Георгий Лапето и Игор Ясулович в оранжевом костюме участника движения сопротивления, живущего в лесу

Всё это очень напоминало экспериментальные театральные постановки послереволюционных лет. Была в «Городе мастеров» и ещё она совершенно очевидная отсылка к прошлому: когда началась битва между горожанами и оккупантами, последние натянули шлемы, став сильно похожими на тевтонских рыцарей, так бездарно затонувших в Чудском озере в «Александре Невском» (1938) Сергея Эйзенштейна.

Визуальные находки Бычков и Бойма специалисты по кино оценили: позже оба получили награды за неожиданное, в чём-то даже буффонадное, гротескное оформление фильма.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Закончив съёмки, режиссёр начал озвучание и монтаж. Тут выяснилось, что

начинающий Георгий Лапето не очень справляется с озвучанием героя, так что Караколя озвучил Игорь Ясулович.

Кроме того, по какой-то причине не смог озвучить своего персонажа Крамаров, за него это сделал, и довольно удачно сделал, Георгий Штиль.

В заключение пара несколько любопытных фактов о сказке «Город мастеров». Музыку к фильму написал композитор Олег Каравайчук.

Музыка — это тоже бесспорная удача фильма, она невероятно органична, местами стилизована под европейский фольклор, в драке между жителями и рыцарями напоминает игру тапёра, сопровождающую немой фильм, а в финале, когда случается трагедия, весьма походит на средневековую духовную.

Каравайчук же дирижировал оркестром Ленинградской филармонии при записи композиций. И он же сыграл в фильме совсем маленькую роль. Обратите внимание, что в титрах его

фамилия как музыканта указана как Каравайчук, а когда Олег появляется в списке актёров, он там указан как Коравайчук.

Не нашла информации, почему так сделали.

Кадры из фильма

Кадры из фильма

И последнее. В титрах в числе создателей «Города мастеров» указан фехтмейстер! Слово само по себе какое-то сказочное, средневековое, хотя интуитивно понятно, что речь идёт о постановщике трюков с фехтованием.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Их в картине действительно много, а поединок Герцога и Караколя снят так, что голливудские боевики могут позавидовать.

Кадр из фильма. Там, наверху, сражаются Караколь и Герцог, это самая настоящая битва добра и зла

Кадр из фильма. Там, наверху, сражаются Караколь и Герцог, это самая настоящая битва добра и зла

Да и вообще в советском кино часто были сцены с фехтованием. Но видели ли вы ещё в каких-нибудь картинах указание, что в подготовке актёров принял участие фехтмейстер?