«Свой среди чужих…»: лучшие эпизоды, роли и актёры. Кому отдали пальму первенства читатели канала

"Свой среди чужих...": лучшие эпизоды, роли и актёры. Кому отдали пальму первенства читатели канала

«Только Райкин! Только Кайдановский! Только Богатырёв!» — И хотя фамилия последнего звучала чаще всего, все дружно сошлись во мнении, которое кратко выразил читатель канала Олег Давыдов

— ШЕДЕВР! Сто раз смотрел, сто раз посмотрю!

Эту мысль углубляет и развивает тему с помощью превосходной музыки Эдуарда Артемьева другой поклонник «Своего…» Вася Иванов:

— На мой взгляд, это — наш лучший фильм. И никакой это не вестерн. В нем затронуты глубокие темы морали, совести, смысла жизни , а Михалков… И заиграла музыкальная тема из этого фильма… Смотреть обязательно всем.

Что ж, ставки повышены! Планка оценок поднята. Посмотрим, кто возьмёт эту высоту и завоюет чемпионский титул…

"Свой среди чужих...": лучшие эпизоды, роли и актёры. Кому отдали пальму первенства читатели канала

Ганнибал Лектер:

— Второй раз сюда захожу, потому что обожаю этот фильм. Все актеры сыграли выше всяких похвал, но повторюсь,что моя любимая роль это Каюм (Константин Аркадьевич Райкин) вроде бы эпизод, но как сыграл, просто не оторваться. «Бай сабак всё забрал. Я бай зарезать хотел. У меня халат не был, мне халат нужен был» — Лучшая роль Константина Райкина. Каюм 😆👍


Иван Иванов:

— Блестящая игра Кайдановского. Каждый раз мурашки пробегают, когда он кричит: «ААААА! Ну, зачем тебе это золото?!» И еще эпизод, когда он просит «как солдат солдата» оставить его умереть …


Юрий Крючков:

— Конечно все актеры — лучшие, но лучшая мужская роль — Лемке : так замечательно сыграть трагедию русского офицера, посвятившего жизнь не тому — сначала белому движению… Разочарование! Затем золоту… Тоже полное фиаско.


Galina S:

— А самая гениальная сцена фильма, это плачущий Лемке, который понял, почему Бог помогает не ему.


laric8794:

— «Господи, ну почему ты помогаешь этому кретину, а не мне?!» — Как же часто этот крик души вспоминается.

Ну, тогда уж позвольте и автору статьи, не умаляя ценности приведённых эпизодов, вспомнить свой любимый… Вернее, один из любимых. — Гениальный сплав задумки режиссёра, актёрского мастерства Анатолия Солоницына и композиторского дара Эдуарда Артемьева. Вот где великое мужское и боевое братство, то, о котором невозможно рассказать словами! И тут на помощь приходит Музыка… Любимая сцена! Когда заиграет труба, посмотрите ещё раз на лица…

Вообще в своих комментариях вы нередко отмечали потрясающую музыку Эдуарда Артемьева, голос Градского. Именно их появление вызывало слёзы на глазах не только у зрительниц…

Поттер (За эти мужским ником скрывается Женщина:):

— Шакуров в длиннющей шинели и с огромной саблей — гениально! В конце фильма, когда он бежит к Шилову, всегда слезы лью…)

Василий Петров:

— Саунд (- Ну, всё-таки скорее музыка! — Л.К.) от Артемьева в конце фильма,скупую мужскую провоцирует.

Давайте ещё раз вместе переживём это чудо! Не стесняясь слёз… Только честно, напишите, если они появятся.


mlee:

— Грандиозное кино, нетленка, особенно финал, где очень сильные люди, которых невозможно сломать, вдруг понимают, что они спасены, потому что их мир не рухнул, вот он, их Егор, (второпях и незаслуженно) отвергнутый, но живой и, как прежде, безупречный. Любой из них без колебаний жизнь бы отдал, чтобы так было.

Вспоминали — и неоднократно! — и Коня в роли Коня командира эскадрона Забелина.

Dmitry Pepelyaev:

Шикарный фильм! Конь отлично сыграл…
— «Ты чего стоишь? Иди сюда!»
— Тыгдынь, тыгдынь, тыгдынь…

…и про остальных актёров могу сказать только самое восторженное, вплоть до левши-предателя. Самый любимый фильм, самый крышесносный, могу смотреть бесконечно и всех там любить. Даже коня Шакурова 🙂

Кстати, самый глазастый зритель — им оказалась Дама! — заметил, что «конь Забелина» — всё-таки лошадь 🙂


Отметили и пулемёт «Дегтярёва» (ДТ — 29), добросовестно исполнивший вместе с Никитой Михалковым во время погони роль британского пулемёта «Льюис».

Евгений Шашерин:

— Под «Льюис» был переделан пулемет Дегтярева Танковый! Причем, переделан довольно-таки сносно! Если бы не дисковый магазин, то вполне было бы в фильме не отличить!

Атаман Брылов и его киношный "Льюис".

Атаман Брылов и его киношный «Льюис».

А так выглядел пулемётный расчет настоящего "Льюиса", созданного в Британии в 1913 г.

А так выглядел пулемётный расчет настоящего «Льюиса», созданного в Британии в 1913 г.

Пулемёт "Льюис". Это - для выросших мальчишек. Посмаковать детали...

Пулемёт «Льюис». Это — для выросших мальчишек. Посмаковать детали…

Андрей Шпрыгов спорит с автором статьи о роли Анатолия Солоницына:

— Про Солоницына не согласен, что сыграл Сарычева точь-в-точь, как он это сделал в 1971-м у Алексея Германа в «Проверке на дорогах». Совершенно разные герои и сыграны по-разному, как нужно. И вообще с течением времени, со взрослением, пересматривая фильм …-дцатый раз, все больше восхищаюсь сценой, когда увозят тело «Шилова», а Солоницын смотрит на портрет Ленина, а Ленин смотрит на него. И все понятно, какая ответственность на человеке, и чего он не может себе позволить. Замечательная игра.

Анатолий Солоницын в роли секретаря Губкома Сарычева.

Анатолий Солоницын в роли секретаря Губкома Сарычева.

Ну, раз уж вспомнили забелинского Коня, невозможно не вспомнить и самого красного командира в исполнении Шакурова!

Алик Малик:

— «Бойцы! Грозные альбатросы революции…» — После такого призыва практически любому хотелось вскочить на коня и искать, и уничтожать черную измену революции.


Зарина Лорткипанидзе:

— Герой Шакурова как бы аккумулирует всех , он какой-то бог места! Каждый символизирует что-то, а это -универсум! Воля в поле! Визуально просто немыслимая прелесть…

Костя Райкин, Юра Богатырев, Калягин, Кайдановский, сам Михалков… Нееет тут лучшего-худшего, другого даже во второстепенной роли и не представить.

Но для меня сердце фильма — Богатырев, до сих пор не могу представить себе, как актер создал такой образ — мудрый богатырь, весь из солнечных зайчиков. Он преобразился всем существом, просто ХИМИЧЕСКИ !


И вот наконец выход «на поклон» Юрия Богатырёва, которого большинство зрителей-читателей назвали лучшим актёром этого фильма. Лучшим из лучших!

Егор Шилов в исполнении Юрия Богатырева покорил зрителей силой и волей, а  зрительниц - своим мужским обаянием.

Егор Шилов в исполнении Юрия Богатырева покорил зрителей силой и волей, а зрительниц — своим мужским обаянием.

Bella Donna:

— Конечно меня больше всех поразил Богатырёв и в детстве при первых просмотрах, и сейчас, (когда мне) уже далеко 40 +. Из тюфяка, из мягкого доброго какого-то плюшевого мужчины сделали Богатыря с пшеничными усами, просто Человечище — так изменить своё амплуа, так измениться, стать совершенно другим человеком, Героем ! Гениально. Феноменально !

Коля Новиков:

Самый крутой — Шилов) !
— Кто такой?
— Шилов Егор Петрович.
— Чекист?
И он так спокойно:
— Чекист, чекист. )
А драка с Лемке! ):
— Это тебе за «сволочь». Это тебе за «хама» ).
Фильм на все времена)


— Вот его Штольц тоже мужественен и горяч, но какой-то слишком восторженный и позитивный. А Шилов — это секс в чистом виде (мой женский взгляд ). Со Штольцем хорошо дружить, замуж выйти, а с Шиловым страсть и уйти за ним на край света.

Действительно, создателям фильма, прежде всего Михалкову и Адабашьяну, пришлось немало потрудиться, чтобы из молодого, "мягкого" Богатырёва сделать героя "красного вестерна".

Действительно, создателям фильма, прежде всего Михалкову и Адабашьяну, пришлось немало потрудиться, чтобы из молодого, «мягкого» Богатырёва сделать героя «красного вестерна».

Александр Пороховщиков:

— Он в жизни был очень застенчивый человек, очень ранимый, трогательный, но очень разносторонне развитый и талантливый парень. Он тогда худенький был, какой-то аскетичный, красивый, в общем.

Александр Пороховщиков и Юрий Богатырёв.

Александр Пороховщиков и Юрий Богатырёв.

Никита Михалков:

– Однажды я испытал шок, когда мы должны были снимать сцены, где он сжимает кулак, – говорит Михалков. – Я увидел, как он абсолютно по-женски сжал кулак, прижав большой палец к ладони, и был совершенно потрясен. Я спросил: «Юра, ты что? Ну-ка, ну-ка, сожми кулак. Ты что, никогда не дрался?»

И он признался, что да, никогда. Я понял, что он действительно никогда не дрался. И пришел в ужас, потому что в картине ему предстояло играть много чего – там были и бои, и пот, и кровь, и все такое мужское…

Помните? В сцене с Лемке: «Убью тебя, паскуда!» И — хлёсткий удар! На самом деле Богатырёв просто органически не мог двинуть в ухо товарищу по съёмкам! «Я просто не могу ударить Сашу!» — признавался он Михалкову…

«Никита Михалков Богатырёву: "При чем тут ты?! При чем тут Саша?! Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать!» Но нужного "исполнения" всё не было, а плёнки было в обрез...

«Никита Михалков Богатырёву: «При чем тут ты?! При чем тут Саша?! Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать!» Но нужного «исполнения» всё не было, а плёнки было в обрез…

Вот как это смогла преодолеть съёмочная группа и сам актёр… Рассказывает Нелли Игнатьева, подруга юности Богатырёва:

– Он потом мне об этом рассказывал. Юра очень переживал, что подведет группу, – Никита нервничает, аппаратура простаивает…

…И ему тогда помогло одно воспоминание. Как-то незадолго до этого мы вместе с Юрой входили в ресторан ВТО, которое располагалось тогда на улице Горького. А в этот момент выходил Кайдановский и по неосторожности отпустил тяжелую дверь, которая прищемила мне руку и снесла ноготь с пальца… Я просто закричала от боли.

И вот когда Юра мучился с той сценой, он вдруг все это вспомнил. И тогда все получилось. И вопль, и удар – вот тебе, гад, получай за Нелю! «Убью тебя, паскуда!»

Никита был рад:
– Попал!


Сергей Шакуров:

— Поначалу он был как ребенок. У него был пушок, щетину ему «нарастили». По характеру он был мягкий, трепетный, сердечный, пульсирующий как перо на ветру. Дунешь, и он взлетает на воздух. Вот Юрка. Но Никита Сергеевич — очень хитрый режиссер, он сумел этого молодого, неопытного совсем еще пацана преобразить — они с Сашей Адабашьяном и костюм, и грим, и голову ему сделали. Пальчики такие грубые, кулаки мощные, плечи вырисовывались, этот свитер, который они на него надели… Никита психологически его подготовил, попросив не обращать внимания на корифеев, не тушеваться. Никакой робости у него не было, я убежден. На равных всё было…

На съёмках фильма.

На съёмках фильма.

«На равных» с главными ролями воспринимались и эпизоды. Один из самх запомнившихся был создан с участием сценариста и художника картины Александра Адабашьяна:

Irina Krassikova:

— Мой муж когда-то получил автограф от Михалкова для своего друга, который отмечал свою свадьбу в ресторане: столики стояли рядом. Муж подошел к Михалкову сзади, наклонился, как бы приобняв немного, и сказал ему на ухо фразу из этого фильма ( а ведь это был его дебютный фильм и такой успех!) :
— Если прижмут к реке это, по-моему, крышка. Если прижмут… Крышка! Если нас к реке прижмут, то всем крышка.»

Он (Михалков) сначала напрягся, а потом улыбнулся, услышав знакомое, и дал автограф прямо на свадебном приглашении вот такой своеобразный памятный подарок молодоженам! А парень тот, молодожен, сейчас зампред ЦБ!

«Свой среди чужих…» вызывает практически у всех самые приятные и светлые воспоминания.

Vladimir Melnik:

— Только пришёл из армии , с друзьями ходили в центральный кинотеатр на этот замечательный фильм. Воспоминания, оставшиеся на всю жизнь. Многих уже нет в живых , а они для меня такие же молодые как и артисты… Спасибо Никите Михалкову, как режиссёру, и всем артистам за этот прекрасный фильм.

Афиша 1974 года. Рекламфильм.

Афиша 1974 года. Рекламфильм.

Владимир К:

— Фильм в 70-80-е годы был засмотрен «до дыр» благодаря Учебной программе ТВ, где по четвергам, в 14:00 крутили фильмы с субтитрами. Не видел его в кинотеатре, но по ТВ раз 20 точно… А актёры — разве можно кого-то выделить? Я не могу — каждый актёр — свой бриллиант в ожерелье. А самый-самый эпизод в фильме — это когда Шилов пересохшим горлом хрипит «Сейчас бы ква-а-а-су…», а потом, увидев своих, идёт к ним под необыкновенную музыку Эдуарда Артемьева. И в этот момент взгляд Лемке…

"Свой среди чужих...": лучшие эпизоды, роли и актёры. Кому отдали пальму первенства читатели канала

Стас Ипостас:

— По поводу одежды персонажей: не только джинсы на Шилове, но и венгерский меланжевый свитер (у меня тогда был такой), а также клешеные брюки и приталенный плащ-макси (пик моды начала-середины 70-х) на Михалкове. Наверное, чтобы подчеркнуть вневременность происходящего.

Читатели отметили не только одежду, но и мастерство наездников - Богатырёва и Михалкова.

Читатели отметили не только одежду, но и мастерство наездников — Богатырёва и Михалкова.

Светлана Гурова:

— Великолепный фильм. В молодости я его не очень любила. Потом после «Криминального чтива» и других боевиков стала просто обожать. И любовь к этому фильму растет с каждым годом. Это — шедевр и актерские работы шедевральны, и операторские, и режиссерские.

Вообще в комментариях часто звучало «шедевр», «шедевр-шедевр-шедевр!»… А что такое «шедевр»? Что делает книгу, полотно, фильм шедевром? — Оглушительная шумиха в прессе? Премия зарубежного кинофестиваля и упоминание в Википедии?
Ну, не без этого, наверное. Но на мой взгляд, главным показателем подлинного шедевра является его неисчерпаемость, его актуальность в любой точке времени.

Так что же в такой системе ценностей «Свой среди чужих…»? — Да, шедевр. Чрезвычайно важный для нас сегодня, вновь очень нужный. Действительно неисчерпаемый. А если так, то продолжение следует! 🙂 Нам есть ещё о чем и о ком поговорить, вспоминая этот режиссёрский дебют Никиты Михалкова!

Сергей Павлов:

— Браво! Спорить можно о вкусах, но не в этом случае. Я только хотел бы добавить великолепную операторскую работу . Понимаю, что стремительное скатывание кареты по склону схоже со скатыванием коляски в «Броненосце Потёмкине» (по мысли , по стилистике). Но всё равно , это были классные съёмки. Ну, а кто лучше играл в этом фильме? Ох, трудный выбор. Для меня всё-таки Богатырёв. Но даже тот неизвестный актер (для меня), который при ограблении поезда произносил фразу «Меня зовут Гиви», до сих пор впечатляет своей натуральностью.

Вот как раз об операторе этой картины, знаменитом Павле Лебешеве и поговорим! Не забудем и «Гиви», и Градского с Артемьевым… Присоединяйтесь! — Будет интересно!

Читательскими комментариями зачитывался Лев Комов.
Спасибо за воспоминания, друзья! За эмоции! За разговор!

Источник