Условие от Шолохова, испытания для актеров и честность Бондарчука: как создавался фильм «Они сражались за Родину»

Съемки этого фильма стали серьезным испытанием для актеров, потому что режиссер добивался максимальной достоверности в кадре.

Съемки этого фильма стали серьезным испытанием для актеров, потому что режиссер добивался максимальной достоверности в кадре.

Литературной основой фильма «Они сражались за Родину» стал роман Михаила Шолохова, который он начала писать в 1942 году, публикуя отдельные отрывки в газете «Правда».

Однако полную версию произведения тогда так и не выпустили, потому что в партии посчитали, что в тексте мало пафоса в батальных сценах, но были сведения о допущенных ошибках командования. Этот роман так и остался незавершенным, а его рукопись Шолохов сжег незадолго до смерти.

В 50-е годы Сергей Бондарчук экранизировал рассказ Шолохова «Судьба человека», и писатель высоко оценил фильм. Но даже Сергею Федоровичу Михаил Александрович вначале не разрешил экранизировать его незавершенное литературное произведение.

Съемки этого фильма стали серьезным испытанием для актеров, потому что режиссер добивался максимальной достоверности в кадре.-2

Потом писатель передумал, но поставил принципиальное условие – снять фильм максимально правдиво, и условие это Бондарчук принял.

Именно поэтому снимать фильм «Они сражались за Родину» съемочная группа отправилась к станице Клетская в 150 километрах от Волгограда, где летом 1942 года шли бои, а Шолохов был свидетелем тех событий, потому как служил военным корреспондентом на Южном и Сталинградском фронтах.

Место событий показал режиссеру сам писатель, решили там и снимать, а в качестве гостиницы для актеров и съемочной группы к берегу Дона подогнали теплоход «Дунай».

Лето 1974 года было жарким, но режиссер не делал скидок актерам – они в духоту передвигались в военной форме. Также актеры помогали рыть окопы, находили человеческие кости, которые передавали на захоронение.

Для работ Бондарчуку выделили сводный полк из пехоты, кавалерии, танковой и саперной частей, которые отправились на берег Дона по распоряжению Минобороны СССР. Перед началом работ местность тщательно изучили саперы, обезвредив мины.

Съемки этого фильма стали серьезным испытанием для актеров, потому что режиссер добивался максимальной достоверности в кадре.-3

Также режиссеру дали танки и боевые самолеты, а для массовых сцен откомандировали 2 тысячи солдат, к которым добавились местные жители.

Для создания реалистичности в фильме Сергею Федоровичу пришлось разнести целый хутор Мелологовский. Людей пришлось расселить, компенсировав им стоимость жилья.

Интересно, что одна местная жительница – баба Катя – отказалась уезжать их дома, в котором она когда-то пережила войну. Во время съемок батальных сцен в хуторе бабушка пряталась в подполе. Ее дом после съемок оказался единственным уцелевшим.

Также для создания натуралистичности пришлось уничтожить на поле несколько гектар пшеницы и ячменя, это сильно обеспокоило руководство колхоза, но все потери были компенсированы финансово.

На съемках работали настоящие военные профессионалы: было истрачено больше пяти тонн взрывчатки, но никто не пострадал.

Были на съемках фильма опасные моменты: сначала неопытный солдат опрокинул немецкий танк с обрыва, но отделался испугом, потом в сцене, где герой Ростоцкого идет против танка и ныряет перед ним в траншею, а танк крутится на этом месте, актер снимался без дублера и едва не пострадал.

Сам Бондарчук тоже мог пострадать: в сцене, где медсестра тянет раненного Звягинцева к плащ-палатке, после того, как актера сдвинули с места, оказалось, что на нем грелась степная гадюка.

На главные роли пригласили ярких и талантливых актеров – Василия Шукшина, Юрия Никулина, Вячеслава Тихонова, Георгия Буркова, Николая Губенко, Нонну Мордюкову и Лидию Фекдосееву-Шукшину. Это поколение не понаслышке знало, что такое война, а, например, Юрий Владимирович Никулин и Сергей ФЫедорович Бондарчук сами воевали.

Съемки этого фильма стали серьезным испытанием для актеров, потому что режиссер добивался максимальной достоверности в кадре.-5

Шукшина Бондарчуку пришлось уговаривать на роль Лопахина, у актера не было времени, он готовил к запуску собственную киноэпопею о Степане Разине. Но в Госкино Василию Макаровичу сказали – дадим снимать, если снимешься в киноленте «Они сражались за Родину».

В итоге Шукшину удалось создать достоверный образ настоящего русского солдата, который мог побалагурить, но внутри оставался серьезным.

Эта роль стала последней в жизни актера, который умер на съемках. 1 октябре после съемок Бурков, Губенко и Шукшин отправились в баню попариться. Практически сразу же Василий Макарович почувствовал себя плохо и попросил отвезти его на теплоход. Во сне актер скончался от инфаркта. Ему было всего 45 лет. Сказались обилие работы и вредные привычки.

Съемки этого фильма стали серьезным испытанием для актеров, потому что режиссер добивался максимальной достоверности в кадре.-6

В 1975 году «Они сражались за Родину» стал лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран». В кинотеатры военный фильм пришли посмотреть больше 40 миллионов зрителей. С поставленной задачей Сергей Бондарчук справился – фронтовики сказали, что фильм получился достоверным.