Величайшая странность Геши Козодоева

В Геше Козодоеве меня удивляется буквально всё и дело не в том, что «…это — фильм, комедия, эксцентрика, и так далее». Конечно, в лёгком жанре и коровы летают, но интересно же разбирать по сто раз наше хорошее кино. Да-да. По деталькам. Многие и тогда понимали, что Гешу-манекенщика никто не утвердил бы на комиссии для подобного турне, ибо в капстраны тогда пускали только «облико морале», куда входило так много пунктов, что Геннадий не прошёл бы собеседований (вот Горбунков – прошёл бы).

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Скриншот.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Скриншот.

Кроме того, Козодоев не смог бы объяснить, откуда у него такие деньги – международные круизы стоили очень дорого. Вон, любящая мадам Горбункова даже от шубы отказалась (хотя, зачем в тех местах шуба?). Больше того, Козодоев ведёт себя так, будто советской власти не существует вовсе – это особый вид социальной шизофрении. Полагаю, что он – типичный мажор, которого прогнал маститый папа, но не оставил своим попечением.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Скриншот.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Скриншот.

Да, в доме мод Геша подвизается, чтобы не упекли за тунеядство. Это всё – мелочи. Были господа и господинчики, жившие параллельно системе. Не диссиденты, а вот такие жулики с замашками киношных миллиардеров. Ну, хорошо. Геннадий Козодоев эдакий красавчик, модник, душечка, поющий про остров невезения, где мешают понедельники – то есть начало рабочей недели. Вместе с тем, есть момент, который удивлял меня в детстве и шокирует даже сейчас – это нечто диссонирующее с этим лайф-стайлом.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Скриншот.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Скриншот.

Истовая вера в Бога и даже оформление своей модерновой хаты под бревенчатую избу (точнее, отдельного угла квартиры)! Шокирует, но я стала понимать смысл этой карикатуры. Для меня весь этот модный шик мальчика-зайчика, «отель Антлантик», произнесённый с прононсом и вопрос: «Лёлик, а ты бы ушёл от такой женщины?» находились и – находятся в разных плоскостях с искренней (но опять же окарикатуренной) верой.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Скриншот.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Скриншот.

В тот момент, где Геша устраивает себе шествие с «хоругвью», никто его не наблюдает – он не работает на публику (за исключением нас). Он узрел мальчика, идущего по воде и – понеслось. Мне тогда (в моём детстве) мама объяснила, что в 1960-х были серьёзные гонения на религию, но никого по счастью не расстреливали – просто чинили препоны и высмеивали. Потом – уже во взрослом возрасте – я листала подшивки старых журналов 1960-х годов…

Карикатуры на верующих и - на западников. https://croco.uno/

Карикатуры на верующих и — на западников. https://croco.uno/

Там верующих изображали в едином строю с …абстракционистами-западниками и тунеядцами. Иногда это был один и тот же человек. Образ Гены решили «украсить» этим нюансом. Но есть забавное продолжение. Причём, нечаянно-негаданное. У Василия Аксёнова был такой роман «Остров Крым» — альтернативка о «капиталистической России», сосуществующей рядом с советской. На острове Крым всё дивно и сыто — бодрые старики любят юных дев, а юные девы обладают грацией топ-моделей.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Скриншот.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Скриншот.

Там весь этот крымский_мир оказался заселён коллективным Гешей Козодоевым – «а город пил коктейли пряные…», и потом – честно молился. Вперемешку. Дворянские доблести перемежались с какими-то странными загулами да прочими грёзами бывшего стиляги из Коктейль-Холла (таки Аксёнов был). Я, когда читала эту пижонскую вещичку в журнале «Юность» 1990 года, не могла отделаться от мысли, что писатель случайно изобразил стадо Козодоевых, как вид хомо-сапиенс, ибо не знал, как бывает иначе в том придуманном социуме…

Zina Korzina (c)

Источник