«Верю-не верю». Как «старел» Эдмон Дантес. 4 версии великого сюжета.

"Граф Монте-Кристо" (1961)

«Граф Монте-Кристо» (1961)

Великий сюжет Дюма экранизировали столько раз, что про все кино- и телеверсии можно писать отдельную книгу. Поэтому прошу не упрекать за то, что не включил, например, известную версию 1961-го года с Луи Журданом или фильм с Ричардом Чемберленом — все экранизации и не перечислишь. Тем более что меня интересует не перечисление лент, а конкретный вопрос, который рассмотрю на примере 4 популярных версий.

В книге этот момент обыгрывался легче — достаточно было написать, как изменился Дантес за годы тюрьмы, и как его в обличье богача-графа по воле автора не могли узнать даже близкие люди. В кино такой «волюнтаризм» запросто не пройдет. Давайте посмотрим, как это делали разные режиссеры и как у них это получалось. Верю — или нет, убедили — или не очень?

The Count of Monte-Cristo (1934), США

"Граф Монте-Кристо" (США, 1934)

«Граф Монте-Кристо» (США, 1934)

Классика Голливуда, этот фильм был очень популярен в 30-е и собрал отличную кассу, хотя авторы очень вольно обошлись с оригиналом, чтобы угодить американскому зрителю той поры.

Актеру Роберту Донату на момент съемок еще нет 30, он моложав и органично выглядит в роли молодого Дантеса. Этому образу — верю.

"Граф Монте-Кристо" (США, 1934)

«Граф Монте-Кристо» (США, 1934)

Для Дантеса в образе Монте-Кристо авторы пошли обычным путем — с помощью грима и седины, добавив усы, «состарили» героя. Донат — превосходный актер, да и гримеры неплохо постарались, так что не старый еще артист отлично выглядит в роли «постаревшего» на 20 лет персонажа. И все-таки придирчивый зритель удивится — в обеих ипостасях не очень сложно опознать одного человека, пусть и неплохо «состаренного». Так что — верю обоим образам по отдельности, но не верю в «преображение» героя, которого упорно не узнают знакомцы из прежней жизни.

Le Comte de Monte Cristo (1953), Франция-Италия

"Граф Монте-Кристо" (Франция-Италия, 1953)

«Граф Монте-Кристо» (Франция-Италия, 1953)

Одна из самых известных экранизаций — классика французского кино. Пользовалась большим успехом в прокате СССР. В главной роли — кумир советских мальчишек и женщин Жан Маре. На момент съемок актеру около сорока. Он в прекрасной атлетичной форме — но с возрастом не поспоришь. Авторы очень старались сделать романтичного молодого человека из 40-летней «звезды. Гримеры ретушировали морщины, осветители и оператор старались так высветить лицо, чтобы оно выглядело как можно более гладким, но, увы, в образ Дантеса-Маре — не верю. И это не вина прекрасного актера — просто тогда еще не было технологий «Ирландца».

"Граф Монте-Кристо" (Франция-Италя, 1953)

«Граф Монте-Кристо» (Франция-Италя, 1953)

Зато в образе импозантного богача Маре — непревзойденный выбор! Как Донат соответствовал молодому Дантесу, так и 40-летний Маре подходит по всем статьям зрелому герою. Ни на одном из «графов» так не сидели сюртуки и фраки, ни один не выглядел так аристократично и величественно. Образу Монте-Кристо в исполнении Маре — верю беспрекословно. Но в «преображение» — снова не верю. Ведь и в облике Дантеса, и в облике Монте-Кристо однозначно виден один и тот же человек. Приходится походить на остальных героев фильма и «закрывать глаза» на поразительное сходство.

«Узник замка Иф» (1988), СССР-Франция

"Узник замка Иф" (СССР-Франция, 1988)

«Узник замка Иф» (СССР-Франция, 1988)

Скажу честно, никогда, с момента выхода фильма во времена моей юности не был его поклонникам. Для меня это выглядело костюмированным балом в духе меткого определения тети Костика из «Покровских ворот» — «наши играют французскую жизнь».

Тем не менее, на мой взгляд, оба образа — Дантеса и Монте-Кристо — решены очень удачно. Режиссер Юнгвальд-Хилькевич-Хилькевич в итоге разделил героя на две ипостаси и взял…двух разных актеров, достаточно сходных по типажу лица. Молодой Евгений Дворжецкий прекрасно подошёл на роль наивного юного моряка. Этому образу — верю однозначно!

"Узник замка ИФ"  (СССР-Франция, 1988)

«Узник замка ИФ» (СССР-Франция, 1988)

Выразителен и Виктор Авилов в образе графа. Схожий овал лица, выразительные глаза, худощавое телосложение. И в то же время, если Дворжецкий «красавчик», то Авилов и правда выглядит как настрадавшийся, постаревший жесткий человек, закаленный жизненными невзгодами. Верю однозначно и этому Монте-Кристо и «трансформации» героя. По злой иронии судьбы, увы, оба актера покинули нас в молодом возрасте. Жаль.

Le Comte de Monte-Cristo (1998), Франция-Италия-ФРГ

"Граф Монте-Кристо" (Франция-Италия-ФРГ, 1998)

«Граф Монте-Кристо» (Франция-Италия-ФРГ, 1998)

И вот вершина списка — и, конечно, огромная, уникальная удача авторов. Молодых Дантеса и Мерседес играют молодые… Гийом Депардье и Найке Ривелли. Сын Жерара Депардье и дочь Орнеллы Мути, которые — нетрудно догадаться — играют героев в зрелом возрасте. Такое удивительное совпадение — идеальный расклад. Молодые герои похожи на родителей, но и отличаются от них, так что мы видим словно два образа одних и тех людей, наивных в юности и умудренных опытом в будущем.

«Граф Монте-Кристо» (Франция-Италия-ФРГ, 1988)

Об Орнелле Мути в образе зрелой красавицы можно и не говорить — она обворожительна. Великолепен и Депардье, уже не молодая звезда 70-80-х, еще не сегодняшний противоречивый персонаж. Конечно, он проигрывает Маре в стати и аристократизме, зато привносит в роль невиданное до этого ощущение мужской мощи и силы.

Однозначно — для меня это лучший кастинг во всех версиях, которые я видел. Редкий, фантастический случай — которому я отдаю пальму первенства.