
Так хочется увидеть великого русского певца и почувствовать дыхание эпохи. А нам все упрощают до бытового уровня, н ос красивыми костюмами. Фото Яндекс.Картинки.
Раньше я был «стойкий оловянный … зритель».
И придерживался правила:
Дочитывать книги до последней страницы и смотреть фильмы до конца.
Но, с недавних пор, я перестал придерживаться этого правила, заведенного еще с советских времен.
Из последних примеров я писал о сериале «Монастырь» с блогершей Ивлеевой в главной роли.
Выдержал я только 3 серии.
Написал потом статью и выбросил этот сериал из своего сердца. По поговорке:
С глаз долой — из сердца вон.
Так я потом не смог смотреть «Собор», «Ваша честь» и другие современные «шедевры».
Для примера статья о фильме «Монастырь»:
Даже раздражает, когда фильм еще не полностью показан или только вышел в прокат, а уже его объявляют «шедевром».
Не рановато ли, господа?
Дайте зрителю посмотреть. Не навязывайте людям свое рекламное мнение.
Ладно. Это все присказка.
Сериал «Шаляпин» оставил у меня двойственное впечатление.
Я испытывал опасение.
Если в фильмах, где герои полностью или частично выдуманы сценаристами, можно допускать художественные вымыслы, то Шаляпин (сам певец, а не фильм) слишком дорог русскому искусству и каждому из нас.
Это наше, если хотите, национальное достояние.
И вот тут, как мне кажется, перед авторами фильма встает труднейшая задача.
Нельзя скатываться к частностям. Очень хочется, чтобы обошлись без пошлостей.
Так умели снимать в советские времена.
Сейчас не умеют.
Сейчас можно историческим персонажам писать (ударение на первом слоге) в Неву.
Река все вынесет.
Наше мнение не может быть бесконечно длинным.
Давайте конкретно по пунктам.
Первое
Шаляпин устроил настоящую революцию в области оперного пения. Я так и не понял. А как же он овладел этим искусством
Кажется, что от Шаляпина здесь только роскошная шуба. Фото Яндекс.Картинки.
Каким бы ты не был одаренным, оперное пение предполагает школу.
А тут мальчик бегает петь в церковный хор и уже, подростком, его берут исполнять оперные партии.
Учиться не нужно?
Также потом и на протяжении всего фильма.
Никакого труда и мук творчества. Вышел и поет.
Второе
Не много ли сцен фильма снято в ресторане
Медведи, водка и гулянки — лубок о России. Фото Яндекс.Картинки.
Времени нет. Я бы хронометр включил и засек ресторанные сцены на продолжительность в фильме.
Как будто готовили сериал для показа за границей.
Там это примут. Только медведей нет и балалайки.
Третье
Так хотелось прикоснуться к оперному искусству
Автор не может похвалиться тем, что хорошо знает оперное искусство и регулярно бывает на оперных представлениях.
Честно скажу, ни разу не был.
Летом посчастливилось попасть в Спасском-Лутовиново на выступление оперной певицы.
Я просто влюбился!
Вот чего-то такого я ждал от фильма.
Понятно, что записи Шаляпина есть. Но их качество оставляет желать лучшего.
И в фильме вместо гения прошлой эпохи поет гений настоящего времени.
Поет великолепно.
Но, именно песен и не хватило.
Таких, чтобы «душа развернулась».
Ловил себя на мысли даже вчера, когда уже шла пятая и шестая серии, когда же будут песни.
Но авторы фильма, как бы, спрятали песни.
Они идут почти мимоходом, фоном.
Какими-то небольшими вкраплениями.
А хотелось шаляпинского размаха.
Четвертое
А размаха фильму и не хватает
Вот этого и не хватило, как на картине Кустодиева. Фото Яндекс.Картинки.
Ни художественного, ни исторического.
Я испытал большую досаду в истории, как Шаляпин согласился петь для рабочих бесплатно.
Авторы просто уничтожили все историческое.
Судите сами. До пятой серии (до половины фильма почти) нет никакой привязки к конкретным историческим фактам.
И тут Шаляпину жена рассказывает о Кровавом воскресенье, о расстреле мирной демонстрации. Якобы она в газете прочитала.
И уже Шаляпин (не знаю является ли это историческим фактом или выдумка сценаристов) поет «Марсельезу» со сцены императорского театра.
Если это выдумка, то и пусть бы пел «Интернационал».
А потом несколько сцен «мучают» современные авторы Шаляпина — выступать ему перед рабочими или нет.
А теперь вишенка на торте:
Шаляпин поет в цирке перед рабочими. Но делает это, такую версию нам показывают, чтобы понравиться своей новой возлюбленной.
Пятое
В этом смысле отношусь с опасением к сюжету, когда время фильма подойдет к Великой революции
Шаляпин революцию примет. Это общеизвестно.
Он станет первым Народным артистом молодой республики.
Боюсь, что авторы фильма так нам это преподнесут, что сделает он это не из идейных соображений, не по велению души выходца из простого народа.
А примет Шаляпин рабоче-крестьянскую власть из других соображений.
Например, семью ему нужно будет кормить.
Или, того хуже, злые проделки работников ВЧК.
Шестое
Не хотел скатываться к частным моментам, но появление на экране великого писателя Максима Горького просто меня выключило из простора на несколько минут
Это настоящий Горький. На фото с Шаляпиным. А нам показали карикатуру на писателя. Фото Яндекс.Картинки.
Вот не буду себя сдерживать.
На экране непонятно откуда появился карикатурный персонаж, который внешне очень отдаленно напоминал великого пролетарского писателя.
И начал рассуждать в духе позднего Толстого, что птиц убивать нельзя.
А потом и вовсе его припечатают хлесткой фразой. Воспроизвожу по памяти:
Дескать, Горький изображает из себя бродягу, а у самого отец купец второй гильдии.
Так и хочется сказать авторам фильма:
Что же вы так наших классиков и великих людей не любите, а беретесь такие фильмы снимать.
И, в заключении.
Есть великолепная книга воспоминаний самого Шаляпина. Называется «Маска и душа».
Просто нужно было взять эту книгу и экранизировать.
И поменьше выдумывать.
Иначе происходит вот что.
Опишу сцену, как Шаляпин в фильме играет с детьми.
Сын ему говорит:
— Папа, ты такой колючий.
Ответ любящего отца меня сразил:
— А ты слюнявый.
Семейная романтическая сцена. Занавес.
Получается, фильм мне больше недодает, чем я получаю.
Но, почему я решил, что досмотрю до конца.
А, может, все-таки споют?
Так, чтобы душа сжалась…
А что вы думаете?