Впервые в жизни — просмотр «Соляриса» Тарковского. Какие мысли вызвал фильм

В ночь с воскресенье на понедельник после «Что? Где? Когда?» Первый канал показал знаменитый фильм Андрея Тарковского — «Солярис». Наверно, это было сделано по следам недавно прошедшего Дня космонавтики. Да и юбилей Тарковского был незадолго до этого — 4 апреля режиссëру исполнилось бы 90 лет.

Так вышло, что впервые удалось посмотреть «Солярис» полностью. Ранее получалось видеть только небольшие его фрагменты — и составить целостную картину впечатлений не представлялось возможным.

И вот какие мысли вызвал этот фильм. Повествование построено по мере возникновения тех или иных эмоций и ассоциаций.

Вода с проплывающим по ней листом, водоросли, буйная растительность, бегающая лошадь — фильм начинается необычно.

Такие кадры встречают нас в начале фильма

Такие кадры встречают нас в начале фильма

«Как мы с тобой постарели. Я только сейчас, пожалуй, это понял», — говорит герой Николая Гринько персонажу Владислава Дворжецкого. И эта реплика обращает на себя внимание, особенно если знаешь, что на момент выхода фильма Гринько почти 52 года, но Дворжецкому-то нет ещё и 33-х! При этом играет он довольно возрастного человека, но думается, ему для этого и грима не понадобилось. Даже будучи молодым, он выглядел немолодо. И вообще, прости Господи: не хочется обидеть артиста, но в этой роли он почему-то внешне напомнил страуса:

Впервые в жизни - просмотр "Соляриса" Тарковского. Какие мысли вызвал фильм

Идëм дальше. Интересно смотреть, как чашка с чаем, стоящая на столе под открытым небом, наполняется струями дождя (на фото этого, конечно, не увидеть):

Вообще, очень стильный натюрморт. Как с лучших полотен

Вообще, очень стильный натюрморт. Как с лучших полотен

Бросились в глаза портреты пионеров космонавтики — Циолковского и Гагарина, на фоне которых герой Дворжецкого «в молодости» докладывает о своëм полëте:

Впервые в жизни - просмотр "Соляриса" Тарковского. Какие мысли вызвал фильм

Любопытно, что в фильме присутствует фантазия на тему видеосвязи: герой Гринько с сестрой смотрят телевизор — и вдруг им звонит персонаж Дворжецкого, замещая своим изображением картинку телепередачи:

Впервые в жизни - просмотр "Соляриса" Тарковского. Какие мысли вызвал фильм

Произвела впечатление мрачность — неприятные звуки, тëмные тоннели, которые проезжает машина героя Дворжецкого. Всë это создаëт давящую атмосферу и дискомфорт.

Город, по тоннелям и развязкам которого едет персонаж, снимали в Японии:

Впервые в жизни - просмотр "Соляриса" Тарковского. Какие мысли вызвал фильм

Кто запоминается в «Солярисе»? Мужественный Банионис, Худющий Гринько. Прекрасная Наталья Бондарчук (кстати, вместо неë могли сниматься Алла Демидова, Анастасия Вертинская или одна шведская актриса). А ещё — композитор Эдуард Артемьев, который в кадре не появляется, но его необычная музыка звучит на протяжении всего фильма.

Впервые в жизни - просмотр "Соляриса" Тарковского. Какие мысли вызвал фильм

Небольшие роли — участников пресс-конференции — исполнили артист Георгий Тейх и писатель Юлиан Семëнов:

Георгий Тейх

Георгий Тейх

Юлиан Семëнов

Юлиан Семëнов

Первый известен, к примеру, исполнением роли Алоиза (он же нацистский преступник в розыске Гюнтер Гофман) в шпионском детективе «Возвращение резидента», за которым охотится герой Жжëнова. Второй, Юлиан Семëнов, подарил нам сценарии к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Майор Вихрь», «Петровка, 38», «ТАСС уполномочен заявить» и «Противостояние».

В картине «Солярис» звучит любопытная фраза:

Мы вовсе не хотим завоёвывать космос, мы хотим только расширить Землю до его границ.

Что ж, возможно, что-то в этом есть. Ведь Земля — привычная для нас среда обитания, мы чувствуем себя на ней довольно комфортно, не то что в неизведанных мирах.

Главная героиня носит удивительное платье - пока ткань не надрежешь ножницами, снять его невозможно

Главная героиня носит удивительное платье — пока ткань не надрежешь ножницами, снять его невозможно

Стоит признаться, что поначалу фильм выглядит странным. Если честно, на начальном этапе в мозгу возникает вопрос: «Что за бред?». Потом становится понятным, что по ночам к сотрудникам космической станции являются воспоминания и люди из прошлого. Причëм они приходят не во сне, а наяву. И состоят не из атомов, как люди, а из нейтрино. «Механические повторения, копии, матрицы», — так характеризует их учëный Сарториус в исполнении Анатолия Солоницына:

Впервые в жизни - просмотр "Соляриса" Тарковского. Какие мысли вызвал фильм

Вся космостанция забросана различными предметами, на ней царит беспорядок, люди ходят в рваной одежде и со следами повреждений, потому что встречи с объектами воспоминаний подчас проходят не очень спокойно. Что-то всë время падает, разбивается. Космическая станция несколько напоминает дом после обстрела.

К Крису (персонаж Баниониса) является его жена Хари (Наталья Бондарчук), которая за 10 лет до этого свела счëты с жизнью, после того как они с Крисом поругались и он от неë ушëл. Также герою Баниониса удаëтся коротко пообщаться со своей мамой, которая ещё молода.

Донатас Банионис и Наталья Бондарчук в фильме "Солярис"

Донатас Банионис и Наталья Бондарчук в фильме «Солярис»

Посыл у фильма очень хороший, гуманистический: разумная планета Солярис даëт сотрудникам космической станции возможность встретиться с теми, кого они потеряли, кого недооценили при жизни, обидели, не смогли дать должное количество тепла. Это бесценная возможность искупить свою вину перед этими людьми, отдать им свою нежность, при этом всецело ощутив горечь раскаяния перед близкими. Солярис создаëт на станции своего рода потусторонний мир, но какой-то неполноценный потусторонний мир. Можно также назвать его раем. Или даже всего лишь обещанием рая, потому что это только эпизодический рай, он не навсегда.

Пол космической станции повсеместно забросан различными предметами

Пол космической станции повсеместно забросан различными предметами

Вот и после атаки океана, покрывающего Солярис, жëстким излучением с использованием энцефалограммы Криса, Хари перестаëт к нему являться, а на сплошной глади водного пространства планеты начинают образовываться островки.

Крис разочарован и расстроен тем, что больше не сможет общаться с образом своей жены, к которому он проникся самыми нежными чувствами. Герой Баниониса возвращается на Землю и встаëт на колени перед своим отцом на крыльце отчего дома. Когда камера отдаляется, мы видим, что надел земли, где расположен дом, находится вовсе не на планете Земля, а на острове среди океана Соляриса.

Водная среда планеты Солярис

Водная среда планеты Солярис

Создаëтся стойкое впечатление, что авторы фильма хотели сказать следующее: «Вот он, остров надежды, мы все сейчас живëм на нëм. Не надо ждать, не надо откладывать проявление тëплых чувств к своим близким — вы можете просто не успеть. Чтобы пушкинское «они любить умеют только мëртвых» в очередной раз не стало горькой явью, подойдите к своим близким людям сейчас, обнимите их, поцелуйте, скажите добрые слова. Мы все не вечны, и чтобы потом не было ужасно больно, чтобы душа не разрывалась от досады, спешите отдать часть своей души дорогим вам людям сейчас, поблагодарите их за всë, не откладывая».

Донатаса Баниониса в "Солярисе" дублирует не Александр Демьяненко (как это было во многих других картинах), а Владимир Заманский. К слову, сейчас этому артисту уже 96 лет! Долгих лет жизни!

Донатаса Баниониса в «Солярисе» дублирует не Александр Демьяненко (как это было во многих других картинах), а Владимир Заманский. К слову, сейчас этому артисту уже 96 лет! Долгих лет жизни!

Словом, посыл у фильма интересный. После просмотра «Соляриса» какое-то время пребываешь под впечатлением, обдумываешь детали сюжета. Но лично мне всë же ближе традиционные картины. То есть смотреть фильмы наподобие «Соляриса», конечно, можно. Но не каждый день, ибо тяжеловато.

И последнее — фильм выглядит достаточно современно. То, что он был снят ещё в 1972 году, вызвало некоторое удивление. По ощущениям — год 1980-1982-й. Впрочем, тогда бы в нëм не смог сыграть Владислав Дворжецкий — его не стало в 1978 году.

Источник