Забытый шедевр Клода Моне: почему все не так просто

Эту новость от мира большой живописи уже окрестили сенсацией. Мы же не будем столь категоричны, и предоставим судить об этом Вам, дорогой читатель.

Многие спешат поздравить героев этой истории с редкой удачей. Ну а мы поостережёмся делать это заранее. Потому что знаем о ней чуть больше, чем блогеры и журналисты.

Клод Моне, «Весенние цветы», 1864, холст, масло, 116,5 × 91 см, художественный музей Кливленда

Клод Моне, «Весенние цветы», 1864, холст, масло, 116,5 × 91 см, художественный музей Кливленда

Понимаем: такое громкое событие интересно само по себе, и мало кто потрудится узнать его предысторию. Но поверьте, уважаемый читатель: завязка этого яркого сюжета не менее красива, чем его завершение. Да и завершение ли?

Клод Моне, «Весна», 1873, холст, масло, 60 × 100 см, Метрополитен музей, Нью-Йорк

Клод Моне, «Весна», 1873, холст, масло, 60 × 100 см, Метрополитен музей, Нью-Йорк

Впрочем, обо всём по порядку. Наша история берёт начало в далёком 1884 году. Для великого живописца Клода Моне тот год был весьма успешным. Позади остались волнения, опасности и невзгоды, которыми изобиловали ранние главы биографии маэстро. Тревоги и сомнения ушли, оставив в награду за пережитое Тот Самый Стиль, что впоследствии обессмертит имя художника. А после знакомства с богатейшим из поклонников его творчества — коллекционером Полем Дюраном-Рюэлем — финансовые дела художника наладились раз и навсегда.

Клод Моне, «Регата в Сент-Андресс», 1867, холст, масло, 75,5 × 101,5 см, Метрополитен музей, Нью-Йорк

Клод Моне, «Регата в Сент-Андресс», 1867, холст, масло, 75,5 × 101,5 см, Метрополитен музей, Нью-Йорк

Именно в том году Моне присмотрел для себя замечательную резиденцию в местечке Живерни, куда впоследствии переберётся вместе с любимой женой, и где проведёт остаток своих дней. А дюжина пейзажей, что были написаны в тот год, будут признаны одними из самых удачных работ маэстро. Причём, как стало ясно буквально на днях, дюжина эта была не простой, а чёртовой… Впрочем, об этом — чуть позже.

Клод Моне, «Стог сена около Живерни» 1884, холст, масло. 64,5 × 87 см, Пушкинский музей, Москва

Клод Моне, «Стог сена около Живерни» 1884, холст, масло. 64,5 × 87 см, Пушкинский музей, Москва

1884 год был успешным для мелкого британского бизнесмена Майкла Маркса, в недавнем прошлом — юного иммигранта из России по имени Михаил. Да что уж там: он был для него судьбоносным! Именно тогда в светлую голову коммерсанта пришла идея проводить распродажи всякой всячины ровно за один пенни. Да ещё и возмещать полную стоимость покупки в случае недовольства клиента. «Грошовые ярмарки» прекрасно прижились в славном городе Лидсе, что в графстве Йоркшир. Ну а слияние со столичной конторой Томаса Спенсера (случившееся ровно 10 лет спустя) и вовсе превратило скромное семейное предприятие в бизнес-империю. И пусть сие восхождение к вершинам успеха произошло не вдруг и не сразу — предпосылки сегодняшнего «звёздного» статуса бренда Marks and Spencer были заложены именно в 1884-м…

Клод Моне, «Терраса в Сент-Андресс», 1867, холст, масло, 98,1 × 129,9 см, Метрополитен музей, Нью-Йорк

Клод Моне, «Терраса в Сент-Андресс», 1867, холст, масло, 98,1 × 129,9 см, Метрополитен музей, Нью-Йорк

А полвека спустя (точнее — в 1937 году*) сын Майкла Маркса по имени Саймон, богатейший предприниматель и большой почитатель живописи, решил почтить память отца. С этой целью супруги Саймон и Мириам Маркс подыскали работу, датированную знаковым для их семейства 1884-м годом, и включили в свою шикарную коллекцию. В которой к тому моменту уже имелись работы Эдгара Дега, Огюста Ренуара и Камиля Писсарро. Надо ли говорить, что этим полотном оказалась та самая «тринадцатая» картина Моне, написанная мастером на берегах реки Сены близ очаровательного местечка Живерни.

Клод Моне, «Пшеничное поле», 1881, холст, масло, 65,5 x 81,5 см, частная коллекция

Клод Моне, «Пшеничное поле», 1881, холст, масло, 65,5 x 81,5 см, частная коллекция

Необходимо отметить: свою коллекцию Саймон и Мириам хранили в превеликой тайне. Так что место своего «почётного заточения», то бишь холл особняка Марксов в районе Мейфэр, при жизни супругов картина покидала лишь раз. Спасибо работникам галереи Тейт, успевшим зафиксировать явление «Осени …» народу в далёком 1963 году. Без раритетного экземпляра выпущенного ими каталога разобраться в судьбе шедевра было бы ещё сложнее.

Клод Моне, «Дом рыбака. Пасмурно», 1882, холст, масло, 60 x 73 см, частная коллекция

Клод Моне, «Дом рыбака. Пасмурно», 1882, холст, масло, 60 x 73 см, частная коллекция

И вот теперь, в 2022 году от Рождества Христова, фирма Marks & Spencer сделала официальное заявление. Так мол и так, дамы и господа, с гордостью представляем Вам забытое полотно за авторством Клода Моне, завещанное нам Мириам Маркс. Полюбоваться данной картиной отныне сможет любой посетитель художественной галереи при университете города Лидса. Картина не продаётся. Пока.

Клод Моне. «Осень в Жёфоссе». 1884, холст,масло, частная коллекция

Клод Моне. «Осень в Жёфоссе». 1884, холст,масло, частная коллекция

Просто представьте, дорогой читатель, какая гонка с препятствиями началась в среде профессиональных коллекционеров после этого самого: «Пока». И дело даже не в том, что совсем недавно пейзаж из того же цикла полотен Моне был продан за три с половиной миллиона вечнозелёных долларов. Сам факт «обнаружения» полотна французского гения импрессионизма, в существование которого уже мало кто верил —настоящая сенсация по меркам 21 века!

Но. Есть одно немаловажное обстоятельство, которое мешает нам просто взять и порадоваться приятной новости вместе со всем остальным миром искусства. Заключается оно в знании нами грустной и поучительной эпопеи мистера Дэвида Джоела. Мы уже рассказывали Вам об этом потрясающем воображение случае.Художник Клод Моне: невыдуманная история картиныЖивопись12 июля 2021

Если вкратце: сей достойный человек владеет шедевром Моне. Но не может этого доказать. Даже имея на руках объективные данные лабораторных исследований, заключения крупнейших экспертов и решения судов. Ибо есть на белом свете каталог-резоне, некогда составленный Даниелем Вильденштейном. И ни одна картина в мире не может быть признана творением Моне, пока держатели сего фолианта не согласятся внести его на пыльные скрижали. Потому что слово старейшины клана Вильденштейнов в этом вопросе — исторически решающее.

И вот же сюрприз: в каталоге славного семейства Вильденштейнов «Осень в Жёфоссé» не фигурирует. А значит, заявление PR-отдела Marks and Spencer о владении забытой картиной Клода Моне — всего лишь декларация. И любой коллекционер, который «закроет глаза» на это обстоятельство, рискует выложить энное число миллионов долларов, евро или даже юаней за этот шедевр, а потом «вдруг» узнать, что авторство картины официально не подтверждено…

Вот потому-то мы, скромные авторы канала «Живопись», не спешим присоединяться ко всеобщему ликованию. Картина «нашлась»? — и это прекрасно! Осталось только узнать, насколько велики аппетиты Вильденштейнов, за которыми — последнее слово в этой истории. Может статься, прекрасная работа Моне станет «токсичным актовим» для дельцов от мира искусства, и надолго канет в запасниках галереи университета Лидса. От греха и судебных исков — подальше.

Источник