Зачем Эльдар Рязанов изменил сюжет фильма «Гараж» и почему из-за этого чуть не поссорился с автором сценария Эмилем Брагинским

Наверное, многие обратили внимание на то, что сюжет фильма Эльдара Рязанова «Гараж» отличается от сценария, написанного Эмилем Брагинским. И не только в отдельных эпизодах, но и своим финалом. А так как сценарий был опубликован ещё за полгода до съёмок картины, это заметили все, кто его прочитал.

Наверное, многие обратили внимание на то, что сюжет фильма Эльдара Рязанова «Гараж» отличается от сценария, написанного Эмилем Брагинским. И не только в отдельных эпизодах, но и своим финалом.

Итак, что же было изменено? И по каким причинам это было сделано?

Кое-что из фильма пришлось удалить по требованию худсовета. Об этом я напишу чуть позже. Но кульминационный финал всей истории режиссёр изменил сам. И это чуть не стало причиной его ссоры со своим другом и многолетним партнёром по творчеству Эмилем Брагинским.

По сценарию Брагинского у фильма должен был быть неопределённый финал. После всех споров и неприглядных выяснений отношений пайщики, наконец, согласились на банальный жребий. И по замыслу Брагинского, на этом фильм должен был завершиться. Потому что на кого выпадет жребий, уже было совсем неважно. По ходу собрания все участники и так красочно продемонстрировали свои настоящие лица.

Наверное, многие обратили внимание на то, что сюжет фильма Эльдара Рязанова «Гараж» отличается от сценария, написанного Эмилем Брагинским. И не только в отдельных эпизодах, но и своим финалом.-2

Но с этим был не согласен Рязанов. Он считал, что без кульминационного финала фильм будет незавершённым. Брагинский ему отвечал, что главная идея фильма – это показать истинные лица всех героев, их трансформацию из доброжелательных коллег в циничных собственников.

Рязанов не спорил с этим, но отвечал, что без яркого финала комедия не состоится. В итоге, так и не переубедив Брагинского, Рязанов сам взялся за переписывание финала.

Итак, жребий брошен, и кто-то должен оказаться его жертвой. Но кого из этой пёстрой компании в итоге нужно исключить? Если им будет отрицательный персонаж, то получится чересчур предсказуемо и банально. Если это будет положительный герой, то его будет жалко, и комедия зрителями уже будет восприниматься как драма.

Поэтому среди членов кооператива появился новый персонаж, которого сыграл сам Рязанов. Это тихий неприметный пайщик, который мирно спал в сторонке возле бегемота. И именно его по общему согласию и отдали на заклание.

"Тяните жребий. Вытащите эту бумажку, счастливый вы наш"

«Тяните жребий. Вытащите эту бумажку, счастливый вы наш»

При этом Рязанов в шутку рассудил так. Дескать, зрители вряд ли расстроятся, что незаслуженно обидели тихого члена кооператива, так как его лицо сильно напоминает человека, который ведёт «Кинопанораму». А уже этот деятель без гаража точно не останется!

Но Брагинский всё равно был категорически против такого финала. Он считал, что это сдвинет акценты и изменит общий посыл фильма.

Тот, кто читал первый сценарий, наверняка заметил, что реплики и диалоги героев картины в фильме значительно смягчены, удалены грубые ругательные слова, а также изменён образ сына академика Милосердова ( по сценарии — Коромыслова) в исполнении Игоря Костолевского.

По первоначальному замыслу, это очень неприятный и циничный тип, который полностью уверен в своей исключительности. И на собрание он пришёл лишь с одной целью — узнать планы строительства гаражей.

По поводу всех разборок на тему кого исключить, он ведёт себя по принципу, мол, мне это неинтересно, и вы в этом сами разбирайтесь без меня. Себя он сразу же исключает из числа возможных кандидатов на выбывание. Больше того, ему подобное даже в голову не приходит.

И вот такой молодой циник, представитель так называемой «золотой молодёжи», даже на таком серьёзном собрании занимается привычным для себя делом – охмурением очередной симпатичной женщины. А остальное его мало заботит.

Наверное, многие обратили внимание на то, что сюжет фильма Эльдара Рязанова «Гараж» отличается от сценария, написанного Эмилем Брагинским. И не только в отдельных эпизодах, но и своим финалом.-4

Что удивительно, первоначально сценарий был утверждён именно в такой трактовке сына известного академика. И замечаний на эту тему не было. Но когда появились первые отснятые материалы с Костолевским, которые полностью соответствовали утверждённому сценарию, члены худсовета категорически не приняли такой образ!

Главным доводом изменить или вообще убрать этот персонаж из фильма было то, что он, оказывается, оскорбляет и дискредитирует высокое звание советского академика. То есть своего отца.

По сценарию герой Костолевского вёл себя крайне заносчиво. Заскучав на собрании, он решил приударить за очередной красивой женщиной и этим скрасить своё пребывание на скучном мероприятии. Он очень модно одет, имеет светские манеры, в своем кейсе у него всегда есть бутылочка импортного алкоголя для подобных случаев. И он никого не стесняясь, тут же предлагает выпить за знакомство.

Наверное, многие обратили внимание на то, что сюжет фильма Эльдара Рязанова «Гараж» отличается от сценария, написанного Эмилем Брагинским. И не только в отдельных эпизодах, но и своим финалом.-5-2
Наверное, многие обратили внимание на то, что сюжет фильма Эльдара Рязанова «Гараж» отличается от сценария, написанного Эмилем Брагинским. И не только в отдельных эпизодах, но и своим финалом.-5-3

Кадры из переснятого позже эпизода, которые не вошли в фильм. Первоначально сын академика выглядел значительно респектабельней.

Не мудрствуя лукаво, он пытается охмурить симпатичную участницу собрания в исполнении Ольги Остроумовой. Которая, кстати, тоже является дочкой профессора.

— Где такой пиджачок рванули?

— В Сингапуре.

— Далеко!

— Далеко. Я могу сесть?

Рязанов категорически отказался убрать персонаж Костолевского из фильма. Но под давлением худсовета ему пришлось его немного «причесать». Поэтому все сцены с ним были пересняты. Из наглого ловеласа он превратился в достаточно интеллигентного молодого человека, правда, немного заносчивого, но вполне симпатичного. И в таком виде члены худсовета разрешили его оставить. И это не единственное отличие фильма от первоначального сценария.

В фильме герой Костолевского одет немного скромнее и ведёт себя сдержанней.

В фильме герой Костолевского одет немного скромнее и ведёт себя сдержанней.

Фильм «Гараж» был снят в рекордно короткие сроки на очень скромный бюджет. В основном только за счёт энтузиазма Рязанова. Но даже в таком «прилизанном» варианте фильм был достаточно смелым для своего времени и вызывал недовольство у многих чиновников. В том числе и у коллег Рязанова по киностудии. Так как в основу сюжета было положено реальное скандальное собрание гаражного кооператива киностудии «Мосфильм». И многие его участники узнали себя в неприглядных героях этого фильма.