Зачем замужняя Рыжова так нелепо приставала к женатому Самохвалову? Скандальная история в фильме «Служебный роман»

«Женщина, когда ей под сорок, часто делает глупости» (эпиграф)

«Служебный роман» смотрим в канун Нового года. Прижился он в нашей семье. Писали о нем много, содержательно и не очень. Вкину свои «пять копеек» и я. И начну, естественно, с самого резонирующего сюжета: Рыжова и Самохвалов.

Внимание: статья написана кинолюбительницей Алевтиной, это знакомая автора канала.

Какую цель преследует эта дама в «жутких розочках», закидывая объект обожания любовными письмами? Ну что, она в самом деле рассчитывает на то, что Самохвалов оставит красавицу-жену и бросится в объятия к растерявшей былую свежесть пергидрольной кокетке?

А она, в свою очередь, уйдет от многострадального мужа-язвенника, который скрашивал долгие супружеские годы, балуя Ольгу походами и песнями у костра?

кадры из фильма

кадры из фильма

Будь Самохвалов чудом в коротких штанишках, по примеру Новосельцева, или молодящимся дядькой, совершающим оздоровительный променад в смешной спортивной шапочке с помпоном, интрига бы и не завязалась.

Оля Рыжова смахнула бы не к месту пробившуюся слезу, посокрушалась: «Как молоды мы были! Ах, топите, мужчина, на своих лыжах мимо. У меня дома такой же». Ну, или на пару с Новосельцевым, удачно влили бы чету Самохваловых в свои незамысловатые семейные сабантуи и со светлой грустью вздыхали ушедшей молодости вслед.

Но вот незадача:

Самохвалов не из разряда мужичков, наворачивающих круги в осеннем парке под лозунгом «Бегом от инфаркта!» Холеный, швейцарского посола, свежевыбритый, непомятый! Как тут Ольге Петровне не пострадать о местах боевой славы?

Да и удачно так все совпало: муж далеко, опавшие листья навевают хандру и в крике ворон-москвичек слышится: «Прохлопала, прохлопала счастье своё!» «А вот и не прохлопала!»,- отвечает Оленька, встает на задние лапки и выпускает коготки.

Она, может быть, всю жизнь такого шанса ждала. Обычная женщина, рядовой работник, средненькая во всем: «Живу, не отстаю». А тут такой вброс в виде красивого начальника и по совместительству первой любви. И Оля со всем запасом нерастраченной энергии кидается на амбразуру неотыгранной любви.

кадры из фильма

кадры из фильма

Уж кажется, любишь-ну, и люби себе на здоровье. Тихо и в тряпочку. Хочешь «огорошить» ничего не подозревающего мужика нечаянно нагрянувшей любовью, ну, ок! «Безумству храбрых поем мы песню»…Ну, куда ж ты дальше полезла? После первого признания уже впору понять, что «не получилось-не срослось». Продолжай, Оля, практиковать походы и подпевать мужу под гитару на манер: «Отговорила роща золотая!» Ан нет! Обидеть Олю может каждый, не каждый может убежать.

Самохвалов, будто ощущая нависающие над головушкой тучи, размышляет: «А зачем Олю?». Он ясно понимает, что ужимки и прыжки бывшей сокурсницы добром не кончатся. Все попытки героя Басилашвили привести Оленьку в чувство не имеют успеха. От «Я тебе признателен и ценю твое отношение, но, прошу тебя, не мучь ни себя, ни меня!» до «Ты заставишь меня входить в кабинет через окно!»

«Убеждай-не убеждай — думает Оля, потупив глазки не хуже голубого воришки,- а уж я тебя отлюблю, как следует! Что хочу — сама не знаю, но хочу этого немедленно!»

Кажется, такой проще отдаться, чем объяснить почему «нет». Хочется нежно обнять эту грезящую дамочку и ощутимо встряхнуть: «Окстись, Ольга Петровна!» Хорошо, Самохвалов оказался тоже не лыком шит. Почему же его после многочисленных попыток остановить Олю «по-хорошему» еще и заклеймили, записав в отрицательные персонажи? С циничным видом поправил кепи и пошел дальше?

Так неужели он должен впадать во фрустрацию после этой поднадоевшей жвачки? Дамочка изрядно потрепала ему нервы, подпортила отношения с коллективом, начальницей. А могли бы с легкой руки доброхотов и жене настучать. Спасибо, что после всего этого не плюнул Оленьке вслед на косынку!

— Ты знаешь, верни эти письма мне. А то вдруг потеряешь или жена найдет — сцену устроит.

Спохватилась! Барышня, а Вы, когда передавали свои нетленки «об улучшении статистического учета в легкой промышленности» через секретаря, не скрывающего своего выдающегося любопытства, о чем думали? Уж подстраховалась, так подстраховалась — комар носа не подточит! Хотела поэзии в жизни, а получился фельетон.

кадры из фильма

кадры из фильма

Пожалуй, самый действенный способ остановить эту заигравшуюся «мамзель» – обратиться к общему другу, Новосельцеву. В конечном итоге, он и примиряет Рыжову со сложившейся ситуацией, тактично возвращая на землю.

-Завтра мой Алексей возвращается из Ессентуков…

-Я очень рад! Передавай ему привет. Он у тебя замечательный!

-Замечательный…Приезжай к нам в воскресенье с ребятами.

Всё! Ольга обмякла под успокаивающий тембр студенческого товарища и приняла неизбежное: все, что могло случиться — случилось с кем-то другим. Остается потихоньку стареть в объятиях верного мужа и ждать внуков.

Кстати, в «Сослуживцах» (более ранней, театральной версии «Служебного романа») Самохвалов – не до крайности продуманный и расчетливый интриган. Там он напоминает скорее безобидного плюшевого медведя. Обаятельного, улыбчивого рубаху-парня. Который нравится и подчиненным и начальству не потому, что может вовремя «лизнуть», а просто потому, что с таким комфортно. Юра мил, дружелюбен. Великая сила простого человеческого обаяния.

И вся история с любовной лирикой в письмах выглядит не более чем прикол старых приятелей. Потому что хохочущая Рыжова с сигареткой в зубах, пренебрегающая нижним бельем, смотрится боевой бабенкой, для которой фрустрация и сожаления-звери неясного генезиса. С такой Олей можно и анекдотом пошутить и рюмку коньяку замахнуть. И, пожалуй, интрижку служебную состряпать, не опасаясь последствий.

Но лучше, конечно, не надо. Эта Оля принципиально иного коленкора, ни разу не кисейная барышня, рефлексирующая от «несбычи мечт». Поэтому история Самохвалов-Рыжова там закончилась, едва завязавшись.

А что вы думаете об отношениях Рыжовой и Самохвалова?