Завидный мужчина? Почему меня бесит Гоша из фильма «Москва слезам не верит»

В 1979 году Владимир Меньшов снял фильм, который станет любимым фильмом советского зрителя на долгие десятилетия. Это картина «Москва слезам не верит», рассказывающая о непростом пути к личному счастью обычной советской женщины Екатерины Тихомировой.

Сюжет картины охватывает довольно большой промежуток времени: сначала мы видим, как в 1958 году Екатерина с подругами приехала из провинции в столицу поступать в институт, а 20 лет спустя Екатерина предстает перед зрителем успешной в карьере женщиной — она директор фабрики и депутат Моссовета. Но при этом она не замужем и в одиночку воспитывает дочь — отец ребенка Родион, узнав о предстоящем отцовстве, слинял, объяснив ей, что их связь была мимолетным увлечением и он ей ничего не должен, а «свои женские проблемы» Екатерина должна решать сама. И вот однажды в электричке к ней подсаживается некий Гоша. Он лихо берет быка за рога и к концу фильма настолько очаровывает зрительниц, что на долгие 40 лет становится образцом «настоящего мужчины» и объектом мечтаний советских, а затем и российских женщин, а судьба Екатерины вызывала завистливые вздохи и до сих пор в некоторых обзорах на фильм пишут, что наконец-то Екатерина встретила настоящую любовь в виде настоящего мужчины Гоши.

Многие удивляются, когда я говорю, что не люблю этот фильм — воротит меня и от Екатерины, и от этого Гоши. Не вижу я там никакого счастливого будущего. Сейчас объясню, почему.

В 1979 году Владимир Меньшов снял фильм, который станет любимым фильмом советского зрителя на долгие десятилетия.-2

Картина начинается с того, что эти три провинциальных девы из кожи вон лезут, лишь бы зацепить москвича с пропиской, а желательно еще и при деньгах. По этой причине они готовы рухнуть в объятия чего угодно, что хоть отдаленно напоминает мужчину, главное, чтобы была московская прописка. Лично мне такие дамы глубоко антипатичны и никакого сочувствия у меня не вызывают.

Фильм был снят 40 лет назад и по этой причине рассматривать описанную в нем ситуацию следует в контексте того времени. 40 лет назад быть незамужней женщиной было позорно, девиз девушек — «замуж любой ценой», популярная поговорка той эпохи — «лучше такой, чем никакого». Поэтому, с точки зрения советского общества 80-х годов, Екатерина самая неудачливая из трех подружек. Она замуж к сорока годам так и не вышла, мало того — родила вне брака. Позор. В СССР матерей-одиночек общество сильно не одобряло и шансы устроить личную жизнь у такой женщины стремились к нулю.

В 1979 году Владимир Меньшов снял фильм, который станет любимым фильмом советского зрителя на долгие десятилетия.-3

Екатерина относится к тому типу женщин, которых принято называть сильными. В самом деле — вырастить в одиночку ребенка, стать директором предприятия и депутатом это круто даже по современным меркам. Но она устала. Устала нести ответственность, устала держать удар и решать все сама. Ее внутренняя девочка плачет и хочет на ручки, но не к кому. Мамсику Родиону мама не позволит. Самовлюбленный и трусливый Володя тоже проигрывает ей во внутренней силе. И тут как снег на голову — Гоша. Интеллигентный слесарь, который с ходу начинает демонстрировать Екатерине повадки альфа-самца. Поначалу Екатерина с иронией относится к нему — она прекрасно видит, что за тип перед ней. Но потом она влюбляется в него без памяти, причем настолько без памяти, что даже начав жить с ним семейной жизнью, не удосуживается спросить его фамилию и узнать адрес! Просто потрясающе.

Недавно я пересмотрела этот фильм еще раз. И так и не смогла осилить свое отвращение — Гоша редкостно мерзкий тип. Просто отвратительный. Во-первых, он начинает знакомство с того, что унижает Екатерину. Он сообщает ей, что у нее «взгляд незамужней женщины», что она «не выше, чем мастер», ну на крайний случай — спохватывается он — «стали продвигать по линии профсоюза» — другими словами, он сразу ставит ее на место, дескать, немногого ты стоишь, а посему должна от радости прыгать, что на тебя обратил внимание такой орел. Оказавшись в квартире новой знакомой, первое, что он делает — обсматривает всю квартиру — я бы после такого просто выставила бы вон. Он оценивает благосостояние хозяйки и тут же еще раз выдает оценку ей самой: «Судя по блеску стекол и ворсу ковра, убирала не больше суток назад». Типа хорошая хозяйка. Простите, а вас спрашивали?

В 1979 году Владимир Меньшов снял фильм, который станет любимым фильмом советского зрителя на долгие десятилетия.-4

Во-вторых, он постоянно нахваливает себя, постоянно сравнивает себя со своими знакомыми и с самой Екатериной — на вопрос Саши (дочки Екатерины) о его заработке он просто без стеснения отвечает: «Всяко больше твоей матери», потом скромно заявляет: «Я понимаю в моторах, как очень немногие. Я тоже талант«. Талант, мля! Дальше больше — он намекает на свою исключительность, на то, что он не такой, как все. Он и в самом деле не такой как все — в те времена таких слесарей не существовало. Понятия «слесарь» и «интеллигентность» были просто не совместимы. Слесарь в советское время это плохая успеваемость в школе, ПТУ в анамнезе, неухоженность и в большинстве случаев беспробудный алкоголизм. Будь Гоша таким — Екатерина точно не обратила бы на него внимание. Но Гоша необычный слесарь. Он слесарь-интеллигент. И сказать умеет красиво, и на лицо приятен, и за собой следит, а если и пьет, то только «по праздникам». Плюс — Гоша обладает рядом достоинств, которых нет у предыдущих ухажеров Екатерины:

— он не женат

— у него нет мамы

— он сразу берет на себя роль ведущего в паре — а Екатерина больше всего соскучилась именно по этому.

Конечно, Гоша сразу понял, чем можно привлечь сильную духом Екатерину — только показывая себя более сильным, чем она. Гоша начинает буквально навязывать себя Екатерине и едва ли не через сутки после знакомства заявляет, что они буду жить вместе — даже не поинтересовавшись мнением Екатерины на этот счет. Едва переступив порог чужой квартиры, он начинает в ней вести себя по-хозяйски, начинает распоряжаться и руководить. И он уверен в том, что ему завидуют: «Обо мне здесь так хорошо говорили, что ты, конечно, почувствовала некоторый комплекс неполноценности». То есть, если проанализировать его поведение, то ведет он себя нагло, по-хамски. Но почему-то самой Екатериной и зрителями хамство и наглость воспринимаются как проявление внутренней силы и лидерские качества. И еще один немаловажный момент. В разговоре с Сашей Гоша говорит: «Был такой римский император Диоклетиан. Кстати, очень приличный император«. Диоклетиан отличился невероятным высокомерием, требованием относиться к себе как к божеству, а так же тем, что жестоко расправлялся со своими недругами и манерой «шагать по головам» для достижения своих целей. И это тоже весьма четко характеризует Гошу — таковы его идеалы, таких он считает «приличными».

На самом деле Гоша страдает комплексом неполноценности и самый большой страх для него — проиграть. Именно поэтому он так акцентирует внимание на том, что «баба не должна больше мужика зарабатывать» и именно поэтому он так болезненно реагирует на просьбу Екатерины без ее ведома больше не встревать в разборки детей. Весь тот лидер, которого он демонстрировал, тот брутальный самец сдувается в один момент, когда рядом оказывается человек, способный составить ему конкуренцию — Родион, отец Саши. Родион работает на телевидении, у него более интересная профессия, он зарабатывает явно больше Гоши, и Гоша моментально перед ним пасует. А уж когда становится известно, что «мастер» на самом деле не мастер, а директор, то есть у Екатерины и зарплата, и статус выше, чем у него, он дует губки как пятилетняя девочка и… уходит. Сначала буквально — из квартиры, а потом в недельный запой — лечить свою душевную травму.

В 1979 году Владимир Меньшов снял фильм, который станет любимым фильмом советского зрителя на долгие десятилетия.-5

Ну и финал, конечно, просто отвал башки: по просьбе рыдающей Екатерины Гошу разыскивают и буквально умоляют вернуться. И он, так и быть, соглашается. При этом, граждане, вы обратили внимание, в каких условиях живет этот великолепный Гоша? В жутком беспорядке, у него даже нет занавесок на окнах, а вещи разложены на полу. По-моему, он просто ищет себе добровольную рабыню, которая будет ему ноги мыть и воду пить.

Почему-то все решили, что они с Екатериной останутся вместе и будут жить долго и счастливо. Но на самом деле предпосылок именно к такому развитию сюжета нет. Гоша, терзаемый своими комплексами, продолжит терзаться и изводить Екатерину, при каждом удобном случае уходя в запой. Жизнь с таким фруктом превращается в ад и никакого космического счастья там просто не может быть. Вряд ли Владимир Меньшов не понимал, что представляет из себя такой персонаж как Гоша. И финал-то у фильма открытый — зрителям предстоит самим решать, что будет потом. Они и решили. Только почему-то в другую сторону.

В 1979 году Владимир Меньшов снял фильм, который станет любимым фильмом советского зрителя на долгие десятилетия.-6