«ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ»: ПОЧЕМУ МИТЯ УШЕЛ ОТ АЛЕКСАНДРЫ?

Лето прошло. Кадр из фильма

Лето прошло. Кадр из фильма

Потрясающий по глубине эмоциональности фильм «Здравствуй и прощай» (1972) мне посоветовала посмотреть одна из подписчиц. Не знаю почему, но название мне запало в душу, как говорится, и когда выдалась свободная минутка я его посмотрела, не ожидая, впрочем, ничего особенного. Уж не знаю, почему сегодня о нем редко вспоминают — я бы его отнесла к незаслуженно забытым. Фильм смотрится на одном дыхании и оставляет горькое, но светлое послевкусие.

Внимание! Настоятельная просьба по возможности посмотреть фильм, а уже потом читать статью! Он совершенно прекрасный, и я не хочу, чтобы после моего разборы вы смотрели его «моими глазами». Это очень женский фильм, совершенно не проходной. Вызывает бурю эмоций. Будет о чем подумать. А может, даже, поплакать!

А для тех, кто смотрел, продолжаю:)

Главная героиня — молодая женщина Александра (Людмила Зайцева), от которой ушел муж. Сбежал, якобы, к цирковой гимнастке, приехавшей на гастроли в их село. Митя (Михаил Кононов) теперь — городской рабочий, а жена с тремя детьми живет в деревне, работает в колхозе.

Фильм начинается с того, что Митя навещает брошенную семью. В сцене первой встречи он выглядит эдаким придурком-инфантилом: сует детям игрушки, хорохорится перед женой, ожидая, что она сама нальет отсутствовавшему невесть сколько хозяину супа. Александра же и бровью не ведет. Молча кормит детей, всем своим видом демонстрируя, что если бы не дети, прием был бы еще более холодным.

Бельведер. Кадр из фильма

Бельведер. Кадр из фильма

Понимая, что супа не нальют, Митя встает, идет по дворе и набредает на ажурную деревянную беседку, увешанную сушеными грибами: бельведер. Он — плотник, лучший в колхозе! А еще — любитель прекрасного: его огорчает, что изящную конструкцию семья, живущая в доме без удобств, использует бельведер таким примитивным и грубым способом.

Не вынесла душа поэта Мити такого варварского отношения и к себе, и к своему бельведеру и он, как типичный русский мужик, пошел снимать стресс не менее типичным способом. Наклюкавшись, как следует и собрав достоинство в кулачок, он возвращается домой, чтобы показать, кто в доме хозяин.

Тут сделаю маленькое лирическое отступление по поводу жанра картины. Это, конечно, драма. Но — с элементами комедии. Некоторые ситуации благодаря юмору доведены буквально до гротескности (охота на лису, встреча в камышах у реки), но через это и раскрывается глубокая драматичность и пронзительность событий фильма.

У нас все в порядке. Кадр из фильма

У нас все в порядке. Кадр из фильма

Но хозяин в доме не он, а Александра. Это показано опять же гротескной ситуацией — тайной мечтой любой жены подобного «мити». Думаю, по скриншоту из фильма все более, чем понятно:) Сердобольные соседи (вот же раньше люди были отзывчивые к чужому горю — не то, что сейчас) успевают привести участкового, которого Александра, будучи не расположенной к разговорам по душам, сердито выставляет за дверь. Потом у нее будет с ним роман.

Конечно, у любой женщины в начале просмотра возникнет неприязнь к Мите: маленький, плюгавенький, весь такой взъерошенный, павлином разгуливающий по оставленному дому, а за душой ничего. Мелкий слабый мужичонка, бросивший жену с тремя детьми, который явился, чтобы самоутвердиться, увидеть тоску и страх в глазах жены. Митя уезжает в город с победным видом ребенка, которого ровесники не отлупили только потому то за него заступилась грозная бабушки. Такие еще любят обернуться и украдкой показать язык или фигу.

Женщина, я в глаза вашего мужа не видела! Кадр из фильма

Женщина, я в глаза вашего мужа не видела! Кадр из фильма

Еще и эта гимнасточка, которая нигде больше не фигурирует, но «осадочек» дает. От такой Александры (дальше четко показано, что она баба-кремень: для такой не вопрос и коня на скаку остановить, и за обиженную подругу надавать тумаков драчуну-шоферу Ваське при всем честном народе) ушел к третьеразрядной цирковой фифочке?

Да то-то оно и то, что кремень. И все на самом деле глубже, чем банальный адюльтер впечатлительного деревенского эстета Мити, сбежавшего за расшитым блестками купальником заезжей гимнастки. Он ушел, чтобы проучить Александру, доказать и ей, и себе, что он — мужик.

Он не за чужой юбкой сбежал в город, а от жестокой бескомпромиссности жены. «Блестящая» акробатка скорее всего, действительно, говорит правду, и с лучшим плотником не знакома. А Александра, вероятнее всего, чего-то недоговаривает.

Александра. Кадр из фильма.

Александра. Кадр из фильма.

У такой жены, как она, что называется, не забалуешь. Если погрузиться в дебри психологии, то Александра — садистка, а Митя — мазохист. Знаю, что не все читатели любят психологию. Многие убеждены, что в советское время психология людей была какой-то иной, несмотря на то, что премудрый Соломон еще в ветхозаветные времена сказал, что «нет ничего нового под солнцем, и все это было в веках до нас»…

Но чем еще, кроме склонности к садизму, объяснить ее колкие «розыгрыши» местных мужиков, которые все втайне мечтают укротить эту норовистую лошадку? Но Александра не лошадка, она — хищник: опасная, с отличной реакцией. Не лезет за словом в карман. Независима, уверена в себе, но и порывиста, страстна. Сильная женщина, одним словом. Слишком сильная.

Сначала даже не верится, что такая, как Александра, могла выбрать в мужья такого, как Митя. А потом становится понятно: именно такие, как Митя, нужны таким, как Александра. В паре должен быть баланс. Сильные мужчины хороши в паре со слабыми женщинами, слабые мужчины — с сильными.

Советская Хюррем-султан. Кадр из фильма

Советская Хюррем-султан. Кадр из фильма

Советская Александра из глухой деревни в Ростовской области (или Краснодарском крае?) имеет много общего с хасеки Хюррем-султан, «в девичестве» тоже Александрой по иронии судьбы. Жесткая, авторитарная, независимая. Кроме Мити какой мужчина смог бы терпеть ее столько лет? А ведь их старшая дочь уже подросток, лет 13 ей есть, как минимум.

Сильные женщины выбирают подкаблучников, которые становятся для них не мужиком, а скорее еще одним ребенком. В основе этого выбора, разумеется, психологические травмы. Травмирующий опыт жизни с собственным отцом-агрессором, вынужденность защищать и опекать слабую беззащитную маму. Девочка вырастает «мужиком в юбке», а мужчины (нормальные) не живут друг с другом. Поэтому единственный вариант для таких, как Александра — женственный, мягкий, глуповатый Митя. Это она выбрала его, а не наоборот.

Единственное, чего не учла Александра — что даже у самого забитого никакущего мужичка однажды взыграет-таки чувство мужского достоинства. Если постоянно это достоинство задевать. Да и не такой уж забитый был Митя — это он так выглядел рядом с властной женой. А так, вообще, он — лучший плотник, что признается всем коллективом колхоза. Бельведер, сделанный им, вполне приличный на вид, даже маковка имеется.

Детям он привозит подарки: младшей куклу, которую покупает аж за 10. 50 — на дворе 72 год, для детской игрушки недешево. А у него еще двое детей: мальчику он дарит пистолет, который «стреляет при помощи воды», а старшей дочке «капрон». Даже про обиженную жену не забыл — ей в подарок достается диковинный «дидерон» (знающие люди, просветите в комменатриях, что за зверь такой этот дидирон:)

"ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ": ПОЧЕМУ МИТЯ УШЕЛ ОТ АЛЕКСАНДРЫ?

Значит, устроился он в городе, зарабатывает. Деньги не пропивает, про семью не забыл. Но дети не рады ни подаркам, ни папке. За столом царит напряженная тишина. Александра, молча прихлебывая суп, исподлобья, волком, посматривает на Митю. Тот под ее недобрым тяжелым взглядом сдувается все больше. Дети тоже молчат, и становится понятно, что воспитала Александра их для себя, а отец в семье — чужой человек, лишенный какой-либо поддержки.

"ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ": ПОЧЕМУ МИТЯ УШЕЛ ОТ АЛЕКСАНДРЫ?

И хотя я по-женски понимаю и сочувствую Александре, но искать оправдания ее поведению в этой сцене не считаю правильным. Все и так предельно ясно: ей нравится унижать своего мужчину. Плохо, когда садистом и агрессором в отношениях является мужик, но и женщина в этой роли выглядит не лучше. И тем более, когда мать настраивает детей против родного отца, втягивая их во взрослые конфликты.

Мечтательный, инфантильный и не лишенный самолюбия Митя долго пытался обрести опору в чем-то извне, чтобы уйти из-под гнета авторитарной супруги. От тех времен у него осталась привычка качать права (любимое выражение — «Имею право»!), любовь к прекрасному и изящному — в противовес прямой, мужиковатой (при пристальном рассмотрении) натуры Александры. Гимнастка Митю не уводила, а просто стала последней каплей. И — мощным ударом под дых жене. Она-то привыкла считать, что муж-размазня никуда от нее не денется! А тут такое — бунт на корабле!

Я просто уверена, что любительница жестких розыгрышей (пранкерша) Александра устроила сцену в момент акробатического этюда при всем честном народе, чтобы перенести акцент всеобщего осуждения с себя на Митю и пластичную артистку. Лучше пусть люди судачат об изменах мужа, чем о том, что сбежал он из-за бесконечного прессинга. В деревнях ведь все все друг про друга знают, а цирк приезжал всего на один день — могли и не заметить.

После короткого, но бурного романа с участковым Буровым, который поостерегся связываться с такой своенравной и норовистой женщиной, она вынуждена снова жить с Митей. Так постановил ее возлюбленный, назначив супругам «испытательный срок».

"ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ": ПОЧЕМУ МИТЯ УШЕЛ ОТ АЛЕКСАНДРЫ?

Митя, продравший наконец глаза и вышедший из образа капризного подростка, изо всех сил пытается сохранить семью, но это невозможно. Александра полюбила. Такие цельные сильные личности двоиться и троиться не могут: она может быть либо с Буровым, либо без него. А Митя ей больше не нужен.

Она прямо говорит мужу, что не любит его, хотя прекрасно видит его отчаянные попытки сохранить брак. И это правильно: хуже всего — рубить хвост по кусочкам. В этой ситуации ее внутренний садист работает во благо. Она такая — это главное, а сохранять там все равно уже нечего.

И Митя уходит второй раз. На этот раз уже навсегда. И если вначале он вызывал брезгливое отвращение: бросил жену с тремя детьми и приехал с подарками, чтобы потешить свое самолюбие, то в конце мое отношение к нему стало гораздо более нейтральным. По факту Митя ушел из дома, где не чувствовал себя мужиком. Где ему «заботливо» помогали оставаться инфантильным, качающим права подростком. Потому что так было удобнее Александре.

И хотя я понимаю, что в комментариях все равно отметится пара-тройка людей, не умеющих читать по-русски, которые обвинят меня в симпатии к Мите и неприязни к Александре, все равно скажу, что это не так.

Мне очень понравилась героиня Людмилы Зайцевой, я любовалась ею весь фильм. А вот Митя, наоборот, был жалок и нелеп в своих попытках меряться, пардон, мужским достоинством с женой. Но тем не менее я не могу однозначно сказать, что он совсем уж никчемный человек. Слабохарактерный — да, заносчивый — да, инфантильный — тоже да. Но ведь работящий, ладящий с детьми, интересующийся чем-то кроме водки.

Да не идеал. Но в этом не только его вина, но и Александры. Если старшей их дочке 13 лет, то как минимум, они женаты 14 лет! Это огромный срок для брака! Неужели за эти годы нельзя было слепить из такого податливого и мягкого мужчины что-то более приличное? Когда я слышу от незамужних женщин 30+, что всех приличных мужиков разобрали, мне смешно. А в 25-30 мужики у нас, конечно, приличные все поголовно! Выбирай — не хочу!

«Хорошего мужика делать самой надо, а не готового получать», — 1000 и 1000 раз права мудрая Тося из «Москва слезам не верит». Я уже писала, что семейная жизнь — это долгая кропотливая работа, изнурительный труд, и многие со мной согласились. И чем хуже исходный материал, тем слабее результат, но ведь «бачили очи, що купували». Александра сама выбрала Митю и именно за наличие у него качеств, противоположных своим. Но не давала ему развиваться, как личности, не поддерживала его веру в себя, давила авторитетом. В итоге ее «мужичок с локоток» стал еще более жалким и ничтожным.

Брак предназначен для развития супругов, как личностей. Ошибки в отношениях неизбежны. Главное, рассмотреть лучшее в человеке и поддержать это лучшее в нем, насколько возможно. Была бы Александра менее зациклена на себе, может, и стал бы ее Митя известным на весь СССР плотником, возглавил бы какую-нибудь мастерскую по конструированию беседок да изящных скамеек.

Вы спросите меня «А как же любовь»? а я отвечу, что с любовью у таких, как Александра, все сложно. И не в Мите дело, а в ней и только. Про таких говорят: «сложная личность». Поэтому и с Буровым у нее все осталось под вопросом.

Таким, как Александра, вообще проще быть одной, либо выбирать в мужья таких вот контролируемых недотеп, как Митя. Третьего не дано. Сильный мужчина не потрепит на своей территории другого мужика, пусть и в юбке.

Источник