В России состоялась долгожданная премьера новой экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Экранизировать одно из самых популярных произведений среди читателей – дело ответственное. До сих пор лучшей считается одноименный сериал 2005 года Владимира Бортко. То, что было в России снято в 1994 году и выпущено в 2011 году – критики и зрители оценили невысоко.
И вот, очередная версия: три года работы, переписывание сценария, гигантский бюджет, превысивший отметку в 1,2 миллиарда рублей, работа огромного коллектива трех студий и яркого актерского состава. Оправдали ли себя такие затраты – покажут сборы, а пока – просто мнение одного зрителя.
Итак: отзыв о фильме Мастер и Маргарита 2024 года – по пунктам:
1.Это произведение совершенно не похоже на две предыдущие отечественные организации. И это большой плюс – авторы пошли своей дорогой, нет повторений, заимствований, попыток переплюнуть или уподобиться.
2.Прекрасный выбор европейского актера Аугуста Диля на роль Воланда, который опять же «по-европейски» уточнен, чем сильно отличается от москвичей, на которых прибыл посмотреть. Его злоба скрыта за любезностью. И это хорошо, так как Воланд, представленный Гафтом и Басилашвили все-таки более российские версии этого героя. А тут – особенный образ, таинственный, зловещий. В его глазах видна участь говорящего с ним, ее неотвратимость.
3.Москва. Здесь она представлена в виде города булгаковских мифов, привычного нам города здесь нет. Есть здесь прекрасная архитектура времен победившего социализма, детально проработанные улицы – статуя Ленина, Дворец Советов. При этом, Москва здесь узнаваема, но необычна.
Есть в этой представленной «авторской Москве» дух того времени – еще богатого, но уже опасного, пугающего тем, что будет за то, что есть. За это авторам картины особый респект.
4.Отдельный момент – это внимание к деталям, включая марки папирос и сорта вина. Все эти мелочи дополняют особую стилистику фильма. Обратите внимание, например, на психиатрическую клинику доктора Стравинского – здесь всё, как было в те годы, и в то же время видно, что это не рядовые кабинеты, а помещения, где работает талантливый человек.
5.В фильме авторы показали, как в Москву пришло время лжи, доносов и предательства. Москвичей испортил не только квартирный вопрос, но и известные людские пороки. Не исправить породу человека. Новое время, новые возможности, а пороки всё те же. Ничего нового здесь не увидел здесь Воланд. Только то, что после отмены религии теперь эти пороки как тараканы лезут по всей столице.
6.В новой версии хорошо видно, как бомонд эпохи раннего коммунизма стремится к кормушке, гарантирующей роскошь, приятный совместный досуг в виде попоек, и как теряет облик человек.
Когда человек, в этом случае Мастер, во главу угла ставит вечные ценности, его могут растоптать по формальному поводу. Вокруг чистого человека – лицемеры. Их время пришло.
7.Теперь о Маргарите. Не всегда этот образ на экране воссоздают идеально, как правило, к нему есть претензии. Здесь это умная, красивая, но одинокая женщина, которая живет с мужем в достатке, но не любит его.
Юлия Снигирь прекрасно смотрится в этом образе. В образе, созданном актрисой, есть благородство. Рядом с ней очень органично смотрится Мастер – герой-одиночка, нашедший свою избранницу.
Вывод: деньги потрачены не зря. Все сделано добротно. Получилась оригинальная экранизация на высоком уровне. Посмотрите, не пожалеете. Вы можете хвалить, или ругать фильм «Мастер и Маргарита», но равнодушными не останетесь. Твердая четверка.